Приветствую Вас, Гость

Сегодня на главной странице:
[11.04.2014]
На деревню, Путину (0)
[22.12.2013]
Блондинка на проводе (0)
[22.12.2013]
Желаю, чтобы все!!! %))) (0)
[26.10.2013]
"Мы готовимся к войне в России!" (0)
[30.07.2013]
Планируй свой подвиг на август (0)
[21.07.2013]
Две минуты под взглядом Хабарова (0)


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Короче дайджест » Натощак » ВОСЕМЬ ЛИТРОВ » Углубился в подробности
Углубился в подробности
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:25 | Сообщение # 1
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
Марш-бросок на Слатину

Марш-бросок в Косово.
В ночь с 11 на 12 июня 1999 года батальон российских десантников за
несколько часов совершил лихой бросок из Боснии в Косово, опередив танковые колонны войск НАТО.
Как часто крутили по телеканалам "картинку": в Приштине плачущие сербские старухи целуют пыльную броню наших бэтээров... Нас столько до этого унижали, нам столько до этого плевали в лицо. А мы взяли и показали всему миру, что Россию рано списывать в утиль!
Теперь мы уходим с Балкан.
Сегодня другие песни на дворе, другие хроники на телеэкранах. События четырехлетней давности уже кажутся историей. Может быть, мы так смутно живем, потому что очень быстро забываем великое и доброе, забываем людей, славно послуживших Отечеству?
Кто сейчас помнит комбата Павлова?
Вернувшись домой, Сергей Евгеньевич написал - "для себя" - краткие воспоминания. Он не литератор. Полковник Павлов 30 лет отслужил в Воздушно-десантных войсках. Это он командовал батальоном ВДВ, который из боснийского Симин-хана рванул в косовскую Слатину.
"Бросок в Косово. Глазами очевидца" - двадцать страниц машинописного текста. Этот человеческий документ уходящей эпохи (мы уходим, уходим), простой и "непричесанный", никогда не публиковался. Сергей Евгеньевич разрешил процитировать его в нашей газете.
Перед броском
"В те дни, когда в Косово разворачивались драматические события, мы, военнослужащие российской миротворческой бригады в Боснии и Герцеговине, внимательно следили за происходящим по соседству. Круглосуточно бомбардировщики стран альянса пролетали на бомбежки Сербии как раз над нашим базовым районом. 10 июня около 14 часов меня вызвал на связь командир бригады полковник Николай Игнатов и сориентировал о возможном марше батальона на большое расстояние. Он приказал к 18 часам прибыть в штаб бригады для постановки задачи.
"Прибыв в штаб бригады, получил от командира боевое распоряжение: батальону в качестве передового отряда предстоит совершить 620-километровый марш и к утру 12 июня захватить аэродром Слатина в 12 километрах юго-западнее Приштины. Время готовности к маршу было определено 3.00 11 июня. Таким образом, в моем распоряжении на подготовку было 8 часов, из них светлого времени суток - 3 часа.
Прибыв в Симин-хан, убедился, что под руководством начальника штаба майора Вадима Полояна люди готовились спокойно, без суеты. Поспать в эту ночь не довелось никому, звонок аппарата ЗАС (засекреченная аппаратура связи. - А. Х.) раздался в 5.00. Настало время действовать, и весь военный механизм заработал.
Батальон пошел. Уверенно, красиво, мощно".
Бросок
"Марш начали на небольших скоростях. Я еще раз убедился в исправности техники, в умении водителей выдерживать установленные дистанции и скорость движения, провел радиотренировку. В районе сосредоточения нас ждали старший оперативной группы генерал-майор В. Рыбкин и командир бригады полковник Н. Игнатов.
Посовещавшись, мы решили оставить часть техники, чтобы "облегчить" колонну. У нас уже были достоверные данные о том, что передовые подразделения войск НАТО перешли границу Союзной Республики Югославии. Надо было спешить, поскольку преодолеть нам предстояло значительно более долгий путь, чем им.
Было раннее утро. Редкие прохожие-сербы, привыкшие к нашим войскам, особо не обращали внимания на нас. Колонна спокойно прошла Биелину, вышла на простор, и... началась гонка. Вскоре проскочили реку Дрину и оказались на территории Югославии.
Всякие мысли были в голове, но главная одна - успеть. Колонна шла на скорости 80 километров в час и выше по сложной трассе, которую и на "Жигулях" тяжело преодолеть, а не то что на боевой технике. И все это при 36-градусной жаре.
Весть о нашем появлении, видимо, мгновенно облетела всю страну. Стали появляться кинооператоры, толпы людей рукоплескали нам на улицах городов. Мужчины радовались, плакали женщины.
Времени оставалось все меньше и меньше. На одном дыхании пролетели Белград. Двигаться стало сложнее: дороги были заполнены колоннами выходивших из Косово югославских войск. Сербские военные чуть ли не из кабин вылезали, приветствуя наших солдат.
Ближе к полудню мы остановились для дозаправки. Меня подозвал генерал-майор В. Рыбкин и подвел к невысокому человеку с уставшим лицом. Это был генерал-лейтенант В. Заварзин. Он сообщил, что ему поручено обеспечить проводку батальона в Косово .
Опять в путь, вперед и только вперед. Я подумал о том, что теперь о нашем появлении в Югославии знают все в мире. Представил, какая паника творится в натовских штабах, как вытянулось лицо у "нашего" американского командира в Боснии Кевина Бернса, когда у него из-под носа незаметно ушел российский батальон".
Косово
"Пересекаем административную границу края Косово . Мы почти у цели. Главное впереди - аэродром . Успеть, только бы успеть. Подходим к столице Косово Приштине. Два часа ночи, а на улицах все население города. Что же тут началось! Стрельба из стрелкового оружия, взрывы петард, взлетают сигнальные ракеты, толпы на тротуарах, крики, свист, повсюду вспышки фотоаппаратов, на дороге люди встают на колени перед бронетранспортерами. Боже мой! Что делать? Ведь они нас не пропустят. Даю команду всем закрыть люки, движение не прекращать.
Часа через полтора выбираемся наконец-то из Приштины. Впереди - Косово Поле. Историческое, святое для сербов место, как для нас Бородино или Куликово поле. Нас все также не "выпускают" сербы, сопровождают десятки машин и мотоциклов. Останавливаемся, еще раз уточняем задачу по захвату аэродрома , заслушиваем разведчиков и вперед. Вот он долгожданный, самый ответственный момент. Батальон, как пружина, снятая со стопора, срывается с места и вперед к аэродрому . Беспрерывно поступают доклады командиров. Заслушиваю, коротко даю указания. Переживаю, как бы не нарвался кто-нибудь на минное поле. Схем-то минных полей у нас нет, а их тут видимо-невидимо: постарались и сами сербы, и все кому не лень. Изо всех сил стараются саперы подполковника А. Морева: ведут инженерную разведку, проделывают проходы, но все равно риск велик - темень-то непроглядная.
Периодически раздается беспорядочная стрельба, где-то слышны разрывы мин. Обстановка запутанная: отходят сербы; то в одном, то в другом месте появляются бойцы албанской Освободительной Армии Косово , небо озаряется осветительными ракетами, трассами пуль, эфир переполнен докладами командиров подразделений. Здорово работают разведчики майора С. Матвиенко: не представляю, как в этом месиве можно разобраться и выдать четкую информацию! Действительно, без разведки никуда.
Вскоре обозначился первый успех: командир взвода старший лейтенант Н. Яцыков доложил о захвате узла дорог на юго-востоке аэродрома . Важный для нас успех, так как с этого направления давят оаковцы, ведь оттуда должны подойти англичане. Теперь Яцыкову надо "зарыться" в землю и держать дороги, пока мы, все остальные, будем делать свое дело. Докладывает командир роты майор А. Симаков: два взвода его роты под командованием старших лейтенантов П. Качанова и А. Мушкаева пробились к взлетно-посадочной полосе. Отлично! Теперь надо развить успех и без промедления наступать дальше: напористо, дерзко... и очень осторожно. В эфир врывается голос командира 4-й роты майора В. Ковалева: рота вышла на указанный рубеж, захватив здание аэропорта. Молодец Ковалев! А затем один за другим идут доклады: старший лейтенант А. Кийко захватил склад ГСМ, старший лейтенант Д. Рыбенцев бьется за жилой городок, взвод капитана С. Вахрушева заблокировал тоннель, старший лейтенант Д. Замиралов захватил пункт энергоснабжения. Пока все идет по нашему сценарию. Главное - не упустить инициативу, правильно использовать внезапность - всех ошеломить, захватить жизненно важные объекты аэродрома, закрепиться и держаться до прибытия главных сил.
Начинает светать. С рассветом осознаем, насколько велик аэродром: взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров, масса рулежных дорожек, ангаров, оборонительных сооружений, причем исполненных исключительно толково и мощно, огромный жилой городок. И почти все заминировано.
Только сейчас понимаем насколько нас мало. Как удержать эту махину? Ведь нас-то всего двести штыков, а для захвата и удержания такого аэродрома нужен как минимум полк, с артиллерией, средствами ПВО, подразделениями обеспечения. Значит, каждому выпадает нагрузка целого отделения. Что ж, будем держаться.
Подумалось, какие же молодцы все-таки наши солдаты. Молодые ребята, в жизни еще ничего толком не испытывали, не попадали в переделки, а тут наяву, на твоих глазах делают историю. Меняются времена, приоритеты, ценности, но никогда не изменится суть нашего народа - есть все-таки в наших людях какой-то стержень. Да, хорошие воины англичане, французы, итальянцы, внушительно смотрятся американские двухметроворостые негры-"качки". Но нет в них того, что есть в нашем, порой невзрачного вида солдатике из рязанской или вологодской глубинки. Не понимают они, что такое "надо" и как это, когда "через не могу".
"Кто пришел первым, тот и уносит добычу"
"К пяти часам утра 12 июня аэродром был взят. Теперь главная задача - закрепиться, создать систему охраны и обороны. Солдаты валятся с ног, но надо держаться, надо "закопаться" в землю, укрыть технику, подготовить запасные позиции. В 7.30 утра поступил с наблюдательного поста первый доклад о выдвижении английской колонны. Вот и дождались. Чуть позже начальник одного из постов, старший лейтенант Н. Яцыков, докладывает, что боевое охранение англичан пытается прорваться к аэродрому, но не таков Яцыков, чтобы кого-то пропустить. Выдвигаюсь к посту и наблюдаю картину: стоит поперек дороги наш БТР-80, преграждая дорогу английскому парашютно-десантному батальону. В стороне стоит старший лейтенант Н. Яцыков и что-то объясняет английскому офицеру. У того на лице изумление: откуда тут русские и почему это их, англичан, не пропускают? А не пропускают потому, что они опоздали. Как говорится у нас в народе: "Кто раньше встает, тому Бог дает". А может быть, точнее когда-то сказал древний: "Кто пришел первым, тот и уносит добычу". Теперь мы вам будем диктовать условия.
Позднее появляется английский бригадный генерал. Тоже изумлен, хотя более спокоен. Знакомимся, объясняемся. Докладываю генералу В. Рыбкину обстановку и сопровождаю английского комбрига в наш штаб на переговоры. Вот так мы встретились с натовцами. А потом прилетал на переговоры командующий Объединенными войсками английский генерал Майкл Джексон, другие начальники. И переговорам этим не было конца.
А мы делали свое дело: изучили аэродром , организовали систему охраны и обороны. В течение первых двух-трех дней мы уже основательно обосновались, даже баню оборудовали. Здание аэропорта было полуразрушено, в крыше зияли огромные дыры, повсюду торчали провода, под ногами груды битого стекла и бетона. Но над всем этим гордо реяли два флага - российский и ВДВ. И это нас обязывало и придавало сил. И мы работали. Круглые сутки. А еще ждали подкрепления.
Но не суждено было дождаться скоро, поскольку наши бывшие "братья по соцлагерю" не дали нашим самолетам из России "коридора" для пролета. По ночам не давали покоя бойцы ОАК и местные партизаны, которые нас провоцировали, всячески угрожали и постоянно держали на прицеле.
Вскоре мы получили радостное известие - начинается переброска главных сил из России в Косово , причем комбинированным способом - по воздуху и морем. Пришел долгожданный день, и мы встречаем наши самолеты с десантом из России...
...Наступил момент возвращения в Боснию. Провожали нас торжественно, с большой благодарностью. Подводя итог, скажу: нам выпала великая честь. Мы задачу выполнили и гордимся этим. Будь на нашем месте другие, уверен, и они бы выполнили эту задачу, поскольку так было надо".
За страницами воспоминаний
Странно, на Балканы Павлов поехал в первую в жизни военную командировку. Сын летчика-истребителя, мальчишкой он хотел стать танкистом. Но потом вместе с другом поехал попытать счастья в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. Повезло. В 1973 году поступил, в 1977 году закончил. Служил в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а с 1981 года стал курсовым офицером в родном училище.
Босния в 1998 году только для американцев считалась театром боевых действий. Для наших солдат и офицеров служба в коллективных силах по поддержанию мира (SFOR) была "курортом", на котором к тому же платили по 1000 долларов в месяц. Но вот выпало испытание, и "курорт" - побоку...
Была, наверное, у Павлова "пружина", которая позволила на первой в жизни войне достойно выполнить свое солдатское дело. Как патрон в патронник, он встал на свое место в нужное время и сделал военную работу хорошо.
За страницами воспоминаний осталось многое. Комбат Павлов не знал тогда, по возвращении с Балкан, что беспримерный бросок в Косово мог получить в России совершенно иную оценку. Сторонники двух придворных группировок в окружении Бориса Ельцина ранним утром "толкались локтями" перед опочивальней "всенародно избранного" первого Президента России. Проворнее и настырней оказался представитель "партии войны". Он доложил Ельцину о том, что наш десант уже в Приштине. Борис Николаевич сказал только одно слово: "Мо-лод-цы!" И зазвучали фанфары. Если бы докладывал другой человек, то, возможно, реакция президента могла быть другой. Ведь даже в нашем МИДе ничего не знали...
Ничего не знал комбат Сергей Павлов и о том, что он и его бойцы тем же утром 12 июня 1999 года могли вступить в бой с американским спецназом или попасть под бомбежку натовских бомбардировщиков. Билл Клинтон, президент всесильной Америки, был взбешен непредсказуемостью русских и коварством своего "друга Бориса". С авиабазы в Германии взлетел самолет со спецназовцами. Курс - на Косово . Но при взлете на борту оторвался от креплений баллон с кислородом. Пилоты перепугались и - от греха подальше - "Геркулес" сразу же пошел на посадку на аэродром взлета.
Клинтон позвонил командующему KFOR (международных сил по поддержанию мира в Косово ) британскому генералу Майклу Джексону: разбомбите русских! Потом "спишем" на незнание (русские, действительно, вошли без "стука") обстановки, скажем, думали, что бомбим не вышедших из Косово сербов.
Генерал Майкл Джексон не раздумывая сказал историческую фразу:
- Господин президент, я не возьму на себя ответственность за начало третьей мировой войны.
Клинтон после этого позвонил Ельцину и договорился с ним о том, что аэродром в Слатине будет находиться под контролем российских десантников.
Полковник Павлов за военную работу на Балканах награжден орденом Мужества и медалью "Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния - Косово ". Таких медалей было отчеканено всего 300.
Но главная его балканская "награда" - жена Таня.
Татьяна служила в его боснийском батальоне старшим писарем. Поздняя любовь стала в жизни обоих главной.
Они хорошо живут. Им очень хорошо вместе.
Полковник Сергей Павлов сегодня возглавляет кафедру управления войсками в мирное время в Рязанском институте Воздушно-десантных войск. У него 30 календарных лет выслуги. В институте ВДВ он выучил 4 батальона курсантов. Кто-то из них сейчас во власти, кто-то в бизнесе. Зовут и обещают найти и место "послаще", и денег "погуще".
Павлов из армии не увольняется. Говорит:
- Может быть, еще пригожусь.
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:26 | Сообщение # 2
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
ХРОНИКА ЗАБЫТОГО БАТАЛЬОНА.

Несколько малоизвестных фактов о марш-броске российских десантников 10 — 11 июня 1999 года и последующих событиях на приштинском аэродроме “Слатина” Что мы знаем об этой операции, потрясшей весь мир? Почти ничего, как ни странно. Да, десантный батальон из Боснии, пройдя маршевой колонной около 600 километров, опередил натовцев: первым ворвался в Косово , занял стратегический аэропорт “Слатина”. И тем самым лишил натовцев возможности перебрасывать по воздуху свои войска. А еще во главе десантников мчался на Приштину генерал — лейтенант Заварзин, которому президент потом пожаловал за это третью звезду на погоны…
Что мы знаем о дальнейших событиях в аэропорту? Вроде бы десантники голодали, вроде бы потом перестали, вроде бы скудность информации о них объясняется тем, что на аэродром не пускают журналистов…
Мне повезло неделю прожить бок о бок с участниками приштинского десанта. Их рассказы опровергают многое из того, что мы слышали. А многое — приоткрывают. Кто-то скажет: мол, окопная правда это не истина в последней инстанции. Возможно. Но мы должны знать и эту правду, чтобы понять: почему и в Косово , где мы не только хотели, но поначалу и делали как лучше, — получилось как всегда.
Ценя откровенность моих собеседников, солдат и офицеров, я не буду называть звания и фамилии. Пусть хроника там, где это будет уместно, идет от первого лица. От лица ДЕСАНТНИКА.
План операции Головная колонна (171 человек; 15 БТРов, 2 “Кам АЗ”, “Уралы”, топливозаправщики, водовозки и проч. — всего около 50 машин) захватывает аэропорт “Слатина”. И удерживает его до подхода второй колонны, которая должна выйти через три часа и находится в полной боевой готовности в районе боснийского аэродрома Белина. Передовой десант обеспечен сухим пайком на четверо суток — это крайний срок, в течение которого приходит подкрепление.
После подхода тыловой колонны “боснийцы” незамедлительно обеспечивают прием самолетов с основным контингентом десантников из России — ради этого и заваривалась каша. Что касается НАТО, то потеря “Слатины” не могла существенно отразиться на действиях альянса: массированная переброска людей и техники как шла, так и продолжала идти по земле.
О дальнейшем ходе операции можно судить предположительно. Во всяком случае, объединенных сил российских десантников хватило бы для перекрытия ключевых дорог и образования полноценного сектора миротворческого контроля — в том числе непосредственно в Приштине.
Но вторая колонна не получает приказа на выход. И это первое из многих “почему”.
Подготовка Приказ непосредственно во 2-й отдельный парашютно-десантный батальон в Боснии поступает за сутки до выхода. За это время удается решить сверхзадачу — подготовить технику: часть ее в очень изношенном состоянии, часть на консервации.
Запускается дезинформация для натовцев: батальон просто переводится из мусульманской зоны ответственности подразделения в сербскую — здесь же, на территории Боснии. Чтобы не привлекать внимания разведки альянса, на место сбора, аэродром Белина, техника выдвигается ночью и на рассвете малыми группами, по три — четыре машины.
Американцы тем не менее не могли не располагать информацией о готовящемся марше. Очевидно, они не поверили, что колонна сможет выдержать столь высокий темп и опередить англичан.
Порядок движения Колонна шла по современному автобану, что позволило поддерживать высокую среднюю скорость — 60 километров в час.
Периодически случались поломки (перегрев двигателя, проколы колес), но отставшего не ждали: устранив неисправность, автомобиль или БТР догонял товарищей по крайнему правому ряду автострады или даже по встречной полосе. После чего занимали свое четко определенное с самого начала место в колонне.
“Перед самым аэродромом у моего БТРа рвануло второе колесо.
Времени уже не было. Меня взял “на усы” “Кам АЗ” и затащил на аэродром. Так я задом и финишировал”.
К вечеру 11 июня, через десять часов непрерывного пути водители, всю ночь готовившие технику, стали “отключаться”.
“Несколько раз поймал себя на том, что сплю. Стал поливать голову минералкой. Но она была горячей”.
“Сильнее всего усыпляла монотонность движения по автобану.
Для разнообразия жал газ то правой ногой, то левой”.
“Когда въезжали в населенные пункты, становилось легче. Люди кидали на машину цветы, сигареты, печенье, один мужик бежал с ящиком пива. Все это взбадривало, но ненадолго. К тому же была страшная жара, БТР раскалился”.
“Уже в Приштине пришло второе дыхание. У нас у всех был просто сумасшедший настрой”.
Стратегическое руководство Генерал-лейтенант Виктор Заварзин появился в колонне только после Белграда, когда десантники уже прошли половину пути. Он ехал на серебристом “Опеле” российского посольства в Югославии, белградский номер 10-А-83, имеется кондиционер. Время от времени Заварзин останавливался, пропускал, стоя на обочине, колонну и затем снова возвращался в нее. Генерал был без погон.
“Офицеров это шокировало. Мы шли на очень серьезную операцию, готовились ко всему. Мы представляли Россию. Тысячи людей смотрели на нас. А он одет как какой-нибудь охранник в банке”.
“Смешно предположить, что он снял погоны для маскировки — лицо представителя России в Брюсселе известно всему миру”.
“Он просто на всякий случай страховался — если бы сорвалось, всегда можно сказать: я, мол, не командовал, а присматривал”.
Захватив аэродром “Слатина”, десантники тут же развернули станцию космической связи. Самым первым полученным из Москвы сообщением был указ президента о присвоении генерал-лейтенанту Заварзину звания генерал-полковника.
Разбор полетов В первом наградном списке, отправленном в Москву, было… 25 фамилий. Среди них не оказалось водителей, которые в страшную жару 17 часов провели в раскаленных железных “коробках”;
офицеров, “ожививших” раздолбанную технику и обеспечивших “сумасшедший настрой” личного состава; десятков десантников, осуществивших фантастическую по сложности и эффективности операцию.
После того как в батальоне узнали о кастрированном списке и возмутились, число представленных к наградам было расширено до…
63 человек. Издевательство продолжалось вплоть до прилета в “Слатину” заместителя командующего ВДВ генерал-майора Александра Попова. Он отменил предыдущие решения. Сейчас к награде представлен каждый из 171 участника приштинского десанта.
“Почему у нас так хамски относятся к людям? Что мешало первым же самолетом привезти медали и ордена, построить батальон, всех наградить, сказать спасибо за выполненный долг? Мы, без дураков, это заслужили. Ведь эта операция наверняка войдет во все учебники по военному искусству”.
На вчерашний день единственным награжденным за операцию оставался генерал-полковник Заварзин.
Первый контакт с НАТО Русские заняли аэродром в четыре часа утра. А к обеду появились англичане.
“Они были буквально ошарашены, увидев нас. И даже этого не скрывали”.
“В глазах у них читалась злость, но вели себя корректно”.
“Наш БТР стоял поперек дороги. Англичанин пробует объехать справа — БТР сдает вправо. Тот налево — и наш налево”.
Среди эпизодов противостояния финальным стал монолог российского десантника-солдата. Он соскочил с брони с гранатометом наперевес и крикнул английскому танкисту: “У тебя приказ и у меня приказ! Если сунешься, я тебя так уе…!” После чего танк развернулся и отбыл в обратном направлении.
Англичанам было предложено стоять за территорией аэропорта.
Там они и находились вплоть до политического решения о присутствии НАТО в “Слатине”.
Текущие контакты с НАТО Две недели российский и английский городки находились на аэродроме стык в стык. Англичане доверяли нашим десантникам настолько, что ночью не выставляли своего охранения. Несколько дней назад они переехали и располагаются примерно в полутора километрах от здания аэропорта.
Перебросив в “Слатину” специальную технику, англичане активно занимаются подготовкой аэропорта к приему самолетов (до войны он имел статус международного): занимаются отделкой залов ожидания и прилетов-вылетов, латают “рулежку”. Однако контроль за аэропортом остается за российской стороной. Без ее разрешения ни один самолет не может совершить здесь посадку. Опыт боснийского аэропорта Тузла в Боснии, который контролируется американцами, показывает: у “хозяина” неограниченные возможности диктовать свои условия. Посадку нежелательного “борта” он может запретить под любым, даже самым надуманным предлогом: например, сослаться на профилактический ремонт взлетно-посадочной полосы или багажного транспортера.
В первые дни, когда у наших возникли проблемы с водой, соседи выручили минералкой. В то же время гулявшие по российским СМИ сообщения о якобы голодающих десантниках не имеют ничего общего с реальностью. Уже на вторые сутки они организовали у себя трехразовое горячее питание, в то время как англичане еще неделю перебивались сухим пайком.
Из прочих бытовых контактов заслуживают внимания два эпизода. После того как наши десантники, ловко вскарабкавшись на высокий флагшток, установили свой флаг на крыше аэропорта, этот же трюк попробовали исполнить англичане. Однако три попытки их солдат залезть на длинный железный штырь провалились. Сейчас над аэропортом развеваются только три наших флага — России, ВДВ и ВВС.
А товарищеский матч по футболу Россия — Англия завершился нашей безоговорочной победой — 3: 1. Причем единственный гол англичан забил приданный им для усиления российский “легионер” — десантник.
Тактическое руководство Сегодня в российской группировке в Косово нет единого руководства. Номинально его осуществляет “брюссельский” генерал — полковник Заварзин, за три недели лишь трижды покидавший территорию аэропорта. Фактически — десантный генерал-майор Попов, который решает все текущие вопросы жизнеобеспечения батальона, ведет переговоры с представителями НАТО, проводит рекогносцировку мест, где будет размещен основной контингент россиян. Однако и ему формально не подчинены представители Военно-воздушных сил в “Слатине”, которые занимаются обустройством аэродрома .
О личностях двух генералов красноречиво говорит эпизод, участниками которого стали спецкоры “Комсомолки” и “Аи Фа”. На просьбу включить нас в состав группы рекогносцировки генерал Виктор Заварзин ответил отказом, попутно раздраженно объяснив, что мы не там ходим, не то фотографируем и непонятно чем в Косово занимаемся.
Через десять минут, “зайдя с тыла”, мы повторили ту же просьбу генерал-майору Александру Попову.
— Нет вопроса. В семь тридцать утра вам нужно быть возле БТРа!
Очевидно, что от скорейшего решения проблемы единоначалия в “Слатине” зависит судьба всей российской миротворческой миссии.
Политико-моральное состояние Его можно охарактеризовать двумя словами: недоуменное раздражение. С каждым днем оно усиливается из-за непростительной, по мнению десантников, медлительности Кремля и Министерства иностранных дел.
“Мы потеряли бесценную неделю вначале, когда нам закрыли воздушный коридор и МИД беспомощно не мог договориться. Но и позже мы неоправданно затягивали переброску основного контингента. Почувствовав слабину, натовцы ведут себя все наглее.
Впечатление, что они отыгрываются за наш марш-бросок”.
“Скорей бы уехать, на хрен, отсюда! Стыдно перед сербами.
Они приходят к нам за помощью, а мы не можем ничего сделать. Нас мало”.
Из-за одновременного вывода из Косово ВСЕХ югославских войск сербы, оставшись без защиты, покидают родину. Исход принимает массовый характер.
Тягостное настроение солдат усиливается от весьма существенной проблемы. Срочно сорвавшись в поход, они оставили на сохранение у сослуживцев в Боснии заработанные деньги (немалые!), оставили на стоянке купленные машины. 15 июля в Боснии начнется ротация личного состава миротворцев: сослуживцы разъедутся по домам.
“Где гарантия, что пацан с моими “бабками” не свалит? И колеса с моего “Ауди” не свинтит?” Целые делегации солдат ходят к командирам, но что могут сделать командиры? Когда прилетит из России подкрепление — неизвестно. Корабли придут — если придут — уже после 15-го. А самых больших московских военачальников вряд ли обеспокоят мелкие на фоне грандиозных миротворческих планов заботы солдатиков.
Послесловие нашего корреспондента Самые дорогие строчки в моем блокноте — свидетельства участников приштинского десанта о своих звездных часах.
“Въезжаем в деревню, вижу бабушку, она еле идет. Но она, хроменькая, шкандыбает к колонне, боится не успеть. И кричит:
“Россия!” “БТРы с флагами ушли вперед, мы приотстали. Вдруг на мосту мужик-серб хватает железяку и швыряет в стекло машины. Водитель схватился за автомат, я думал, выстрелит, но обошлось.
Оглядываюсь назад, а сербы уже этого мужика дубасят. Я думаю, он просто не “въехал”, что это русская колонна идет”.
“В Приштине нас ждали с десяти утра. А мы пришли в полвторого ночи. В пригороде тишина, ну, думаем, все спят. А они все собрались в городе. Тут началось такое… Пальба в воздух, машины сигналят, плач стоит. Я не знаю, сколько там было людей — десятки тысяч, может, сотни. Улиц не хватало. БТРы пробирались стык в стык, чуть зазор — и уже с места не сдвинешься. Это не вранье, что они целовали броню, — я сам видел. Я понял, что мы для них — последняя надежда. Я тебе честно скажу: я плакал”.
Вырвавшись из объятий ликующей Приштины, батальон остановился в семи километрах от аэродрома , в селе Косово Поле.
Именно в эти минуты по ТВ шли противоречивые сообщения: министр иностранных дел Иванов говорил об ошибке и отводе десантников из Косово, военные его опровергали… Через два часа бесплодного стояния по колонне прошел слух: вот-вот поступит приказ об отходе назад.
“Это был невыполнимый приказ. Если бы мы пошли обратно, нас бы сербы в Приштине разорвали. У нас обратной дороги не было”.
У них был еще один праздник — когда в позапрошлую субботу в “Слатине” сел первый транспортный самолет из России.
“Мы для него взлетную полосу чистенькой сохранили, девственной, как целочка!” “Когда мы увидели Ил-76 на заходе, словами это не передать… Значит, все было не зря, мы выполнили свой долг”.
Потом праздники кончились. С каждым днем накатывало разочарование. С каждым днем все отвязнее вели себя натовские “товарищи по оружию” (в минувшую субботу “Комсомолка” подробно рассказывала об этом). Как они ждали воскресенья, когда из Иванова должны были прилететь “борта” с подмогой…
Майор-десантник сказал мне:
— Чем скорее наш батальон отсюда уйдет, тем лучше. Новички, которые прилетят нам на смену, не знают, какой шанс мы здесь упустили. Им будет легче служить. А мы… Мы в полном дерьме.

P. S.
Заместитель директора ЦРУ по оперативной работе Джон Даунинг снят с должности за просчеты, допущенные американской резидентурой в Югославии, “проворонившей” подготовку и проведение марша российских десантников-миротворцев.

Игорь КОЦ. (Наш спец. корр.). Косово.

Автор благодарит спецкора еженедельника “Аргументы и факты” Владимира Сварцевича за помощь в подготовке этого материала.
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:28 | Сообщение # 3
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
МИГи "ВОСКРЕСЛИ"
12 июня, два дня спустя после подписания "мирного" соглашения между НАТО и сербским военным командованием, ведущие мировые агентства новостей сообщили, что с приштинского аэропорта Слатина поднялись в воздух 11 югославских истребителей МИГ-29 и взяли курс на Белград. Казалось бы, что тут особенного? По данным военных специалистов перед началом бомбежек на вооружении югославских ВВС состояло 16 самолетов МИГ-29, два из которых были небоеспособны. Вроде бы все нормально: сербам удалось сохранить 11 самолетов из 14. Но, если верить заявлениям представителей НАТО, во всей Югославии осталось только три истребителя МИГ-29! В отличие от "невидимки" F-117A, легенда о неуязвимости которого утонула в грязи около Срема на четвертый день бомбежек, югославские истребители оказались в самом деле невидимыми для НАТО, повергнув тем самым в шок вашингтонских и брюссельских политиков и военных. Но это еще не все. Натовцы заявили, что после бомбежек Косово там осталось только четыре истребителя МИГ-21, а 12 июня с того же самого аэропорта Слатина на глазах множества очевидцев их взлетело целых 29. Теперь становится понятно, почему две сотни русских десантников совершили марш-бросок именно к аэродрому Слатина, подземные сооружения которого способны выдержать даже ядерный удар. Главная цель русских, видимо, состояла в том, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию югославских самолетов и лишить натовцев, хотя бы временно, трофеев. Мало пострадала и югославская армия - об этом свидетельствует статья в английской газете "Индепендент" (от 21.06.99). Выдержки из нее приводятся ниже. "В течение 11 недель бомбежек натовцы убили неизмеримо больше гражданских лиц, чем солдат. Массовые налеты на Косово почти не нанесли ущерба Третьей армии Югославии. Офицеры НАТО были буквально поражены, когда увидели тысячи югославских танков, ракетных установок, артиллерийских орудий, бронетранспортеров и грузовиков, покидавших Косово практически без единой царапины. Оказалось к тому же, что наземного вторжения здесь ожидало не 40 тыс. солдат, как докладывала разведка НАТО, а в полтора раза больше - 60 тысяч. По данным югославских военных всего в ходе операции погибло 600 военнослужащих, но более половины из них пали в боях с армией освобождения Косово , а не под бомбами. Как нам стало известно, подготовка к этой войне началась год назад, когда югославская военная разведка получила данные о развертывании на территории Болгарии секретной американской навигационной станции, одной из задач которой было наведение самолетов. Конечно, на военную статистику полагаться нельзя, но расследования, проведенные западными корреспондентами и гуманитарными организациями, подтверждают официальные оценки жертв среди мирного населения. Таким образом, нужно признать, что под бомбами НАТО погибло около полутора тысяч человек и по меньшей мере 450 из них стали жертвами постоянно повторяющихся "ошибок" пилотов".
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:29 | Сообщение # 4
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
Тайный аэродром в Приштине остался за российскими десантниками

Мотивы российских военных, совершивших недавно беспрецедентный блицкриг из Боснии в Косово , до сих пор неизвестны. Но мотивы эти должны быть действительно серьезными. Ведь бросок не только поставил в дурацкое положение главу российского МИДа, но и едва не столкнул лбами Москву и Запад. И тем не менее президент Ельцин похвалил военных, заявив: "Россия отлично провела кампанию в Косово ". "Коммерсанту" стало известно, ради чего российские генералы пошли ва-банк.

Окрестности аэродрома Слатина, который "взяли" наши десантники, просто распаханы бомбами. Все 79 дней войны натовская авиация наносила удары по этому району. Но в первый день вывода югославской армии и полиции из Косово с приштинского аэродрома взлетели 11 МиГ-21. "Они появились как из-под земли",— говорили очевидцы. Самолеты действительно появились из-под земли. Точнее, из подземных бункеров второго, секретного аэродрома .
Именно этот подземный военный аэродром югославской армии, по данным из югославских информированных источников, и интересовал российских генералов. А не просто пальма первенства в Косово и не сам аэродром Слатина. Тайный аэродром имеет стратегическое значение не только для Югославии, но и для всего региона. Официальное же объяснение действий российских военных — не дать натовцам войти в Косово первыми и занять приштинский аэродром Слатина — было маскировкой.

Волшебная гора
До самого последнего времени считалось, что в бывшей Югославии всего один подземный аэродром — недалеко от боснийского города Бихач. Там же находился и резервный пункт верховного командования. Бихач был выбран не случайно: он располагался в самом центре тогдашней СФРЮ и на случай отражения внешней агрессии был очень удобен для размещения ставки главнокомандующего.
Но в начале 90-х югославской народной армии (ЮНА) пришлось вести войну не с внешним агрессором, а гражданскую. Когда Бихач должен был оказаться в руках боснийских мусульман, встал вопрос, что делать с секретным подземным аэродромом . Отдавать его противнику ЮНА не собиралась ни в коем случае.
По некоторым данным, аэродром в Бихаче оценивался в несколько миллиардов долларов. Две его взлетные полосы были вырублены в небольшой горе. Находящиеся там самолеты были не только невидимы, но и неуязвимы для любых ударов, в том числе и ядерных.
При уходе у ЮНА не поднялась рука взрывать чудо-аэродром. Были только выведены из строя его взлетно-посадочные полосы — чтобы они не могли быть использованы в годы войны. После войны Бихач оказался на территории мусульмано-хорватской федерации. Там расположились натовские войска. С тех пор об аэродроме ничего не слышно.
Источники Ъ утверждают, что в окрестностях Приштины находится такой же подземный аэродром , как и в Бихаче.

Операция "Захват"
По версии источников Ъ, события, предшествовавшие броску российских десантников из Боснии, развивались так. Когда стало очевидно, что Косово будет сдано НАТО, югославские военные сообщили о подземном приштинском аэродроме российским коллегам. Более того, югославский генштаб поделился с ними своими разведданными, согласно которым НАТО строило в отношении этого аэродрома далеко идущие планы. Натовцы не исключали, что со временем косовский аэродром сможет заменить альянсу базу в Авиано (Италия).
Получив такую сногсшибательную информацию, российские генералы сразу решили, что позволить натовцам прибрать к рукам приштинский аэродром нельзя никак. И стали разрабатывать план марш-броска. Времени было в обрез. 5 июня на югославо-македонской границе начались переговоры натовских и югославских военных, которые должны были подписать соглашение о выводе сербских войск и полиции из Косово . После этого натовцы планировали сразу же начать ввод в край своих войск. Это рушило все планы российских генералов.
6 июня в 19.30 по московскому времени к переговорам между НАТО и СРЮ подключился военный атташе РФ в Белграде генерал-лейтенант Евгений Бармянцев. Через полтора часа переговоры были прерваны. Соглашение было подписано только 9 июня. На следующий день начался вывод югославских войск и были приостановлены бомбардировки. А в ночь с 10-го на 11-е российские десантники "взяли" приштинский аэродром, прибыв туда на несколько часов раньше англичан.
На последовавших российско-американских переговорах в Хельсинки нашим военным хотя и частично, но удалось отстоять аэродром . Общее руководство им возложено на командующего KFOR, но аэродромно-технические вопросы и управление воздушным движением будут контролироваться россиянами. А главное, Слатину будут использовать все миротворцы и там постоянно будет находится рота наших десантников.
Российские генералы могут быть удовлетворены проведенной операцией: НАТО не сможет контролировать подземный приштинский аэродром . Но цена за победу заплачена немалая.

Пиррова победа
Дело даже не в том, что генералы поставили в дурацкое положение главу дипломатии собственной страны, который ничего не знал об их планах. Серьезнее то, что Россия и Запад оказались на грани конфронтации. В НАТО недавно признали, что рассматривали вариант силового противодействия российскому блицкригу.
Но даже без прямой конфронтации с нашими десантниками натовцы могли заставить Россию дорого заплатить за лихачество ее генералов. К примеру, оставив 200 наших десантников один на один с албанскими боевиками, которых в окрестностях аэродрома было около тысячи и которые не испытывают любви к русским. К счастью, натовцы руководствовались здравым смыслом, а не эмоциями и прикрыли русских коллег по KFOR.
Однако более высокую цену России еще, возможно, только предстоит заплатить. Только наивный человек может предположить, что Белград бескорыстно поделился с российскими генералами ценной информацией об аэродроме и помог провести блицкриг. Собеседники Ъ считают, что взамен Милошевич потребовал от них поддержки.
Так это или нет, станет ясно уже скоро. Запад будет наращивать давление на Милошевича, требуя его ухода. Милошевич, естественно, потребует от своих российских друзей вернуть должок. Москва окажется перед выбором: либо идти со всем миром, либо остаться с балканским диктатором, от которого отворачивается даже собственный народ. От выбора Москвы будет напрямую зависеть предоставление России западных кредитов и подключение ее к финансируемым Западом проектам восстановления Югославии. Если Кремль пойдет на поводу у генералов, Россия лишится десятков миллиардов долларов.
Слишком высокая цена даже за чудо-аэродром.
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:32 | Сообщение # 5
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
Подземный аэродром Слатина (Косово).
Интересный пример современной фортификации - Подземный аэродром Латинщина возле столицы Косово Приштины
Представлял собой тоннель длиной около 400 метров с выходом на 2 стороны + один выход - "обманка". Строился, якобы Московским метростроем в 60 г.г. прошлого века. Самолеты выходили из тоннеля на подъездные дорожки и направлялись на взлетку. В 1999 году была предпринята попытка разбомбить аэродром силами НАТО, однако безуспешно - был лишь незначительно поврежден один из выездов (видны металлические фермы подпора на одной из фото). В связи с началом миротворческой операции под эгидой ООН, правительством Сербии было принято решение вывести самолеты на территорию Сербии, что было успешно осуществлено. Аэродром был занят в результате беспрецедентного блицкрига российского миротворческого контингента из Боснии и находился под юрисдикцией России до начала лета 2003 года, затем был передан НАТО.
http://www.panoramio.com/photo/36580036 - десяток фотографий того сенкретного подземного аэродрома
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 12:34 | Сообщение # 6
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
так же про этот аэродром упоминается в книге одного из непосредственных участников событий из числа двухсот десантников. Книга расположена на специально сделанном для ее продвижения сайте http://www.kosovo99.ru/
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 13:06 | Сообщение # 7
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
И еще до сих пор засекреченые подробности операции, которая предшествовала этому марш-броску. Оказвается, к моменту захвата нашеми десантниками аэродрома, этот аэродром уже был тайно захвачен нашем спец.отрядом 18 бойцов Спецназ ГРУ и контролировался ими вплоть до подхода этого батальона десантников. Это чем-то напоминает штурм дворца и ввод советских войск в Афганистан. Вот некоторые подробности той секретной операции прямо из уст командира того секретного отряда-невидимки, ныне исполняющего обязанности президента Ингушетии

Некоторые подробности от Евкурова
ВИДЕО
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 13:11 | Сообщение # 8
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
Кто-нибудь может это прокомментировать, или это пока закрытая страница истории, а может это домыслы СМИ ??? -
"...Сообщается, что в 1999 году именно Юнус-бек Евкуров командовал группой российских десантников, неожиданно захватившей аэродром в косовской Приштине. Но тогда его имя вообще никак и нигде не звучало! Евкуров, по всей видимости, возглавлял группу не собственно десантников, а спецназа ГРУ Генштаба. То, что в Косово действовал спецназ ГРУ (реально и захвативший аэродром в Приштине), не афишировалось вплоть до последнего дня, пока не сообщили, кто именно стоял во главе группы спецназа. Лаконичная же биография Евкурова сомнений не оставляет. ..." Источник - http://menonline.ru/2008/11/01/print:page,...prezidenta.html

Маленькое дополнение из другого материала в Сети -
"...Именно к Евкурову натовцы отрядили парламентера для разрешения военно-политического кризиса далеко не местного значения. Этим парламентером, имевшим такую же боевую задачу, но опоздавшим на полтора-два часа со своей штабной ротой, был капитан Джексон, сын командующего британским контингентом. По воспоминаниям отца, в последствии главкома сухопутных войск Великобритании, его сын встретился с российским офицером "цыганской наружности, несколько нервным, пытавшимся с кем-то связаться, но весьма конкретным, ироничным и находчивым". Источник - http://www.inforos.ru/?id=22673&act=print
 
ДайджестДата: Вторник, 15.11.2011, 13:12 | Сообщение # 9
Группа: ЖИВОЙ
Сообщений: 8658
Из первых уст.
Когда стало жарковато на дипломатическом фронте,
генерал-майор В.Рыбкин построил всех и объявил, ...что в связи с накалившейся обстановкой
пришёл приказ о том, чтобы снять все знаки различия и флаги (государства и ВДВ), ждать дальнейших указаний....
..Что будем делать? прозвучал вопрос, народ переглянулся и ответил
ЗАХОДИЛИ КАК ДЕСАНТ РОССИИ и СТОЯТЬ БУДЕМ как ВДВ РФ!!
прапора задали естественный вопрос, коль мы ни кто и в списках группировки в ппд нас нет, а зарплату плотить будут?
ответ был прост я с вами сам здесь и ничего не знаю..
Флаги оставили висеть, шевроны и знаки различия не снимали.
После такого поступка кое-кто мог и лишиться звёзд!
Уважение к таким офицерам!!!
А бочка спирта тоже была 200 литровая.
Её по мере опустошения дырявили и вставляли деревянный чёпик.
Первая ночлежка после рассказа местных жителей, что ночью попытаются всех вырезать муслы
разделила всех на 2 лагеря гв.ст.пр-к Лапенко А.Г. (в народе БАТЯ) забрал своих солдат и спал в поле на аэродроме,
а остальные разместились в зале ожидания...
smile:unsure:
 
Короче дайджест » Натощак » ВОСЕМЬ ЛИТРОВ » Углубился в подробности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: