Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 28 » Арктика отрезанный ломоть от России
21:01
Арктика отрезанный ломоть от России
Правительство на днях опубликовало Стратегию развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Документ уже подписал президент Владимир Путин. В Стратегии первым делом выделены основные угрозы и риски, которые наличествуют не только в климатическо- экологической сфере, но и в таких сферах социальная защита и экономика.

Российская Арктика – отрезанный ломоть?


Главными рисками Русского Севера в социальной сфере обозначены: негативная демография, отсутствие качественного жилого фонда, необеспеченность большего числа местных жителей необходимыми инфрастуктурными объектами, низкие показатели развития здравоохранения, физкультуры и спорта, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

К экономическим рискам правительство относит износ основных фондов, в том числе, транспортной инфраструктуры. Кроме того, в российском арктическом секторе давно обозначился существенный экономический разрыв между территориями-донорами и теми региональными образованиями, которые принято относить к разряду депрессивных. Правительство отмечает неразвитую систему энергетики, несмотря на то, что Русский Север сам является главным поставщиком энергоресурсов не только в другие регионы России, но и за рубеж. Выделяется проблема отсталости информационно-коммуникационного сектора, слабое навигационное звено и слабая освоенность системы северных портов.

Отрадно, что российский Кабмин в этом случае называет вещи своими именами и не пытается использовать, скажем так, политкорректные термины, которые бы несколько сглаживали впечатление от проблем приарктических регионов, к которым относятся Чукотка, Мурманская область, часть Архангельской области (в том числе, НАО), Тюменской области (ЯНАО), северные районы Карелии, несколько районов Якутии, Красноярского края, Республики Коми.

И вот теперь, согласно подписанной главой государства Стратегии, должно начаться масштабное движение в плане решения обозначенных выше проблем. Насколько эффективным будет это решение, и насколько точечно будут выделяться средства российским приарктическим регионам после проведения целой серии мероприятий логистического характера – это вопрос, который стоит особняком; вопрос сложный, учитывая последние истории с, мягко говоря, малоэффективными вариантами расходования бюджетных средств различными ведомствами Правительства России.

Но при всей сложности этого вопроса, честно говоря, с трудом прорисовывается логика той критики, которой целой ряд экспертов успели подвергнуть саму Стратегию развития Арктической зоны. Заметим: критика касается даже не столько необозначенного контроля прозрачности расходования бюджетных средств, а буквы самой Стратегии. В качестве критиков успели отметиться такие эксперты как гендиректор Института региональных проблем господин Журавлёв, профессор географического факультета МГУ госпожа Зубаревич, вице-президент «Ассоциации исследователей Арктики» господин Блинов и ряд других уважаемых господ. Суть критики Стратегии в основном свелась к тому, что сама Стратегия может оказаться невыполнимой и даже, по мнению тех же экспертов, таковой, вероятнее всего, и окажется. Мол, о каком развитии Арктической зоны может идти речь, если каждая из обозначенных болевых точек Русского Севера требует колоссальных затрат, которые правительство просто не сможет себе позволить. К чему развивать вымирающие поселки на Таймыре или Чукотке, когда даже Центральная часть страны исключительно и всенепременно вымирает… Мол, морские порты не работают, люди бегут на большую землю – а потому развивать в Арктике инфраструктуру уже сейчас просто не для кого. Зачем строить аэропорты и железнодорожные ветки? Для оленеводов, что ли? Так они и на оленях вполне сносно могут кочевать от одной стоянки к другой…

В общем, логика, как говорится, интересная… Согласно именно этой логике получается, что если население того или иного города (посёлка) на том же севере убывает, то не пытаться нужно переломить эту тенденцию к лучшему, прилагая к тому все усилия, а уже сейчас заявить оставшимся: уезжайте уж тогда сразу всем скопом – государству легче будет: дома на вторсырьё разберёт, заводские трубы порежет - на металл сдаст – и то выгода… Будет голая тундра. А то что заключены в недрах этой голой тундры поистине колоссальные богатства – так, мол, забудьте… Придёт умный частник – и всё разложит по полочкам…

Однако если такой логикой руководствоваться и дальше, то демографические, экологические и прочие проблемы Русского Севера – лиха беда начало. Ведь, по большому счету, заявляя о бесперспективности принятия любого рода стратегий в отношении Арктики со стороны России, те же эксперты фактически заявляют, что Русский Север – отрезанный ломоть. А если такую информацию активно продвигать через определенные круги средств массовой информации, то новые хозяева арктических богатств найдутся уже по ту сторону государственной границы. Найдутся-найдутся… Глазом моргнуть не успеем. Скажут: ну, что ж вы теперь-то истерику поднимаете – ваши же профессора, академики и прочие статусные господа сами говорили: мол, развитие Арктической зоны России не по зубам. И если не по зубам России, то за дело возьмёмся мы: канадцы, норвежцы, американцы, датчане или китайцы, например…

Получается, что сама риторика, которая направлена на формирование убеждения о беспросветности Русского Севера – риторика прямого и явного деструктивизма. Заявлять об отсутствии возможностей у России в плане решения задач по развитию того Севморпути, сети арктических портов, разведке новых месторождений с одновременным улучшением так называемой «социалки» можно сколько угодно, но это как-то больше напоминает не здравую критику, а какое-то откровенное априорное программирование самих себя на тотальный неуспех.

А пока критики Стратегии заявляют о дремучести её авторов и, не отрываясь от своих тёплых мест, хоронят Русский Север, работа по его развитию уже начата. Да – говорить о прорывных достижениях пока не приходится, но и сам масштаб решаемых задач не таков, чтобы подводить итоги программы уже на следующий день после её принятия.

Приведём несколько позитивных примеров того, что изменилось, к примеру, на Севморпути в последнее время.

В частности, в прошлом году зафиксирован существенный рост грузоперевозок – до 1,26 миллионов тонн. Эти показатели, конечно, далеки от показателей Босфора или Суэцкого канала, но нужно не забывать о том, что навигация по Севморпути возможна в течение нескольких месяцев. Несмотря на климатические сложности, Северный морской путь ежегодно выбирают для транспортировки грузов всё больше не только российских судов, но и судов, находящихся под иностранной юрисдикцией. Если в 2010-м году лишь четыре иностранных корабля (корабля с иностранными грузами) решили идти Севморпутём, то по итогам 2012 года таковых насчитали уже 46. Это говорит о том, что развитие Северного морского пути может привести к повышению грузопотоков и использованию его в качестве варианта извлечения прибыли в ходе иностранной навигации. Одним из секторов такой навигации сейчас становится транспортировка норвежского сжиженного газа в сторону «Восточных Тигров». Руководство «Атомфлота», который оказывает услуги по прокладыванию маршрутов по Севморпути для торговых кораблей, заявляет, что к 2015-16 году количество пропускная способность пути увеличится в два раза.

В этой связи в МЧС приступили к реализации планов по внедрению на всём протяжении Северного морского пути систем безопасности. В частности, уже сейчас перешли к созданию трёх базовых спасательных центров, которые оснащаются авиационной техникой и глубоководными аппаратами. Помимо базовых центров будут созданы еще семь центров МЧС, на которых будет храниться специальное снаряжение и спецтехника, которая будет использована мобильными бригадами для обеспечения спасательных работ, в том числе, и на буровых платформах.

Помимо пунктов спасения МЧС в Арктической зоне будут созданы сети метеостанций, позволяющих оперативно реагировать на изменение климатических условий в регионе, прогнозировании погоды на всём движении судов. Рассматриваются вопросы и создания военных баз в приарктических регионах. Одной из разновидностей таких баз должна стать база по слежению за деятельностью в Арктике наших «партнёров» из стран НАТО, Китая и других государств мира, которые уже не прочь предъявить претензии на всё то, что на этих территориях может приносить прибыль.

В общем, при наличии политической воли, а также строго выверенного и контролируемого плана развития российского сегмента Арктики и в социальной, и в экономической сферах – задача вполне выполнимая. Да – есть в нашей стране могильщики любых программ и стратегий, но никто и не говорит, что будет легко…

Автор Володин Алексей
источник
Просмотров: 438 | Добавил: Дайджест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]