Разрушить «Новый восточный вал»В
нынешней политике США по отношению к России многие эксперты склонны
видеть психологическую инерцию «Холодной войны». Однако, на самом деле
никакой психологии здесь нет, а есть большая геополитическая игра -
ожесточенная конкуренция за влияние в мире. В процессе радикальных
преобразований, связанных с распадом Варшавского договора и СССР,
американской дипломатии удалось сформировать так называемую
«Балто-черноморскую дугу конфронтации», «Новый восточный вал»,
«Восточноевропейский клин» из постсоветских стран Прибалтики, Польши,
Украины и Грузии, которых британская газета The Guardian ласково назвала
«доверенным странам Америки»
«Новый
восточный вал» - неформализованное объединение стран Восточной Европы,
лидеры которых исповедуют одинаковые взгляды и проводят одинаковую
политику, полностью лежащую в русле интересов США в ущерб интересам
собственных народов. Политика таких политических сил и лидеров опирается
на националистические идеологии антироссийской направленности.
Цель
«Нового восточного вала» - максимально препятствовать процессу все
более тесного сотрудничества между геополитическими полюсами Евразии и
создания в перспективе единого геополитического образования - мирового
лидера, обладающего беспрецедентной экономической и военной мощью.
В
своем наиболее завершенном виде проявление такой политики мы увидели в
августе 2008 года, когда президент Грузии Михаил Саакашвили отдал приказ
своим войскам на ночное нападение на Цхинвал и массовое уничтожение
мирных жителей с целью провокации открытой войны с Россией. Во время
кавказского кризиса в августе 2008 года предельно четко проявилось
тесная координация действий руководителей стран «Нового восточного вала»
и полное соответствие этих действий интересам США. Из всех лидеров
государств только президенты Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Украины
мгновенно выступили с поддержкой Саакашвили в этой преступной акции
против мирного населения.
Политику, аналогичную грузинской, в
свое время начал проводить и президент Украины Виктор Ющенко - в
отношении Черноморского флота России - с целью провоцирования силовых
столкновений вооруженных сил Украины и России. Украина прошла буквально в
«миллиметре» от военного столкновения с Россией. При этом и со стороны
США, и со стороны пропрезидентских сил на Украине началась массированная
идеологическая подготовка населения Украины к такому конфликту.
Буквально на следующий день после ответного удара России по Грузии
ведущий американский политолог и стратег американской политики мирового
господства Збигнев Бжезинский провозгласил: «Украина будет следующая».
Тогда на украинских телеканалах началось детальное обсуждение возможных
вариантов войны Украины и России за Крым.
Подобные настроения на
постсоветском пространстве не только инициируются, но и активно
поддерживаются заокеанскими идеологами. Политолог Джеффри Кунер в статье
«Станет ли война между Россией и Украиной следующей в Европе?» на
страницах Washington Times писал в 2008 году: «В 1939 году вторжение
нацистской Германии в Польшу послужило началом Второй мировой войны.
Сегодня возможным "зачинщиком" беды может стать не Польша, а Украина. А
агрессором - не Адольф Гитлер, а русский премьер Владимир Путин. Под его
жестким руководством Россия превратилась в бандитское государство.
Москва наступает. Путин стремится расчленить Украину. Это приведет к
кровавой российско-украинской войне. А та неизбежно втянет Польшу и
балтийские страны. Путин угрожает разжечь европейскую войну...» и так
далее и тому подобное.
Однако, подобного сценария удалось
избежать: Россия на высшем уровне официально подтвердила отсутствие
территориальных притязаний к Украине. В отличие, например, от Румынии,
где такие притязания высказывает высшее руководство страны - члена НАТО,
- но украинские власти на это никак не реагируют.
А вскоре и
готового (в случае чего) к войне с Россией Ющенко сменил т. н.
«пророссийский» Янукович. Современная Украина вроде как больше не
является истовым строителем «Нового восточного вала», но - дальше этого
дело и не идет. Впрочем, и то хорошо, что угроза русско-украинкой войны
отодвинулась в далекую немыслимую перспективу.
Между тем, как
представляется, Украина могла бы играть совершенно другую
геополитическую роль: быть не разрушителем и не «блок-постом», а
«мостом» сотрудничества и развития. Она могла бы инициировать
интеграционные процессы между Европейским и Российским геополитическими
полюсами. Украинское государство, теоретически, способно превратиться в
активнейшего участника создания единого пространства безопасности и
сотрудничества в Евразии. Роль Украины в построении новой системы
безопасности и сотрудничества на Евро-Азиатском континенте в этих
условиях может быть ключевой.
Такой подход к стратегии внешней
политика Украины решает все самые животрепещущие вопросы, стоящие перед
украинским народом: экономические, политические, военные,
национально-культурные, проблемы цивилизационного выбора и пр. Переход к
новой политике сможет обеспечить устойчивое развитие страны на многие
десятилетия и согласовать интересы всех групп и классов украинского
общества. Это может стать основой нашей национальной идеи.
Действия
украинского государства в соответствии с новой политикой развития
должны быть следующие. В политической сфере - стать политическим центром
всевозможных Российско-Европейских интеграционных инициатив. В
экономической - создать и реализовать всеохватывающую программу по
Российско-Европейской экономической кооперации на Украине, осуществлять
экономическую политику, исходя их понимания того, что переход к новой
стратегии для Украины является единственным спасением от экономического
дефолта.
И хотя означенные задачи представляются сегодня
откровенно фантастическими, все же мы имеем фактически нейтральный
статус Украины в мировой политике. Разумеется, с точки зрения новой
стратегии, нейтральный статус Украины не является самоцелью, так как в
конечном итоге он предполагает либо «зависание» между двумя
геополитическими полюсами, либо переход к «круговой обороне» - что
политика Януковича и демонстрирует всеми возможными способами. Тем не
менее, нейтральный статус Украины - необходимый инструмент и переходный
этап к новой модели мирового устройства, оптимальная позиция для
активной роли в формировании нового мирового порядка на Евро-Азиатском
континенте.
Остается надеяться, что в ближайшей перспективе на
Украине, как и в других строителях «Нового восточного вала», уже будет
востребована элита, ориентированная на действия в условиях развития
Европы и России при сокращении влияния США.
|