Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 21 » Билет на бронепоезд
22:53
Билет на бронепоезд
Бронепоезда достаточно старый вид вооружения, который использовался в различных армиях мира, начиная с Гражданской войны в США (1861-1865 годов). Бронепоезд – это бронированный подвижной железнодорожный состав (поезд), который предназначается для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Чаще всего такие поезда состояли из бронированного локомотива (тепловоза или паровоза), а также нескольких броневагонов (с различным вооружением – пулеметным или пушечным). Особенно широко бронепоезда использовались во время вооруженных конфликтов начала XX века, особенно в государствах, которые обладали развитой железнодорожной сетью. Применялись они и во время Второй мировой войны, а в России и в последние десятилетия при ведении боевых действий в Чеченской Республике.

Сегодня уже известно о том, что бронепоезда, которые находятся на вооружении российской армии, больше не будут находиться на «запасном пути», готовые принять участие в военных операциях, как пелось в достаточно известной песне. Согласно планам Минобороны России их эпоха должна будет завершиться до 2015 года. По словам российских военных, сделано это будет в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожных видов вооружений.

По информации газеты «Известия», числящиеся в настоящее время на балансе специальные поезда «Амур» и «Байкал» после своего списания будут участвовать в разминировании и охране путей. Из 5 бронепоездов, которые были приписаны к армии еще в эпоху СССР, до нашего времени дошли только эти 2. В настоящее время вагоны данных бронепоездов находятся в бездействии на территории Ставропольского края, а плацкартные вагоны и тепловозы ремонтируются в Саратове и Минеральных Водах.


Использование бронепоездов в Чечне


Представители военного ведомства отмечают, что железнодорожное вооружение в настоящее время является одним из наиболее уязвимых по вполне понятной причине – траектория движения подвижного состава неизменна и предсказуема. При этом боевые задачи при угрозе обстрела или во время сопровождении эшелонов на заминированных дорогах можно выполнять при помощи бронетехники или ЗРК, установленных на железнодорожные платформы.

Во время проведения контртеррористических операций в Чечне бронепоезда применялись для проведения технической разведки железнодорожных путей на Северном Кавказе. В том случае, если подрывники находили под рельсами фугас, они обычно взрывали его на безопасном от состава расстоянии, а поврежденный участок путей заменяли на новый. На особо опасных участках железной дороги бронепоезда шли впереди воинских эшелонов с техникой и людьми. За сутки восстановительный батальон железнодорожных войск в состоянии восстановить до 1,8 км. полностью уничтоженного железнодорожного полотна или до 3 км. частично поврежденных путей. Но в дальнейшем данную работу планируется доверить отдельным саперным подразделениям, не привязанным к конкретным составам.

Бронепоезда в Чечне

В российской армии к вопросу использования специализированных бронированных железнодорожных составов вернулись во время двух чеченских кампаний, когда сами подразделения железнодорожных войск приступили к созданию импровизированных бронепоездов, которые служили для обеспечения прикрытия восстановительных бригад, работавших на железнодорожной ветке Назрань-Грозный. Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах. Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.
Использование бронепоездов в Чечне

Так уж сложилось исторически, что и в Российской армии и в Советской бронепоезда применялись во всех войнах и практически во всех вооруженных конфликтах, не остались в стороне и 2-е чеченских кампании. Для успешного выполнения специальных и боевых операций частям Объединенной группировки войск необходима была своевременная и постоянная доставка ГСМ, боеприпасов, продовольствия и других не менее важных материалов. В основном данная задача решалась при помощи железнодорожного транспорта, а с момента массированного применения боевиками ПЗРК, железнодорожный транспорт стал активнее использоваться и для транспортировки воинского контингента.

Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали:

- разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала;
- восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта;
- осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.

Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи – проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

Использование бронепоездов в Чечне

Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва. На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.

Все эти специальные поезда не были типовыми по своему устройству и были совершенно не похожи один на другой. Они разнились по составу и количеству железнодорожных платформ, установленному на них вооружении и даже окраске. Во многом все зависело от фантазии командира поезда, а также наличия необходимых материалов и ремонтной базы, на который создавали спецпоезд. По словам одного из офицеров штаба Объединенной группировки войск, каждый из действовавших бронепоездов был оригинальным «произведением» железнодорожных войск РФ. Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы:

- тепловоз
- 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе;
- 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2;
- крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового оружия, а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17;
- вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»;
- 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования;
- 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов;
- платформа с автомобильной радиостанцией;
Использование бронепоездов в Чечне

Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия.

Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей.

Использование бронепоездов в Чечне

Сами боевые машин с бортов были прикрыты экранами из стальных листов, брони или шпал. Автомобиль с радиостанцией прикрывался шпалами или мешками с песком. По своему устройству оборудованные укрытия не были однородными. Если на спецпоездах ранней постройки они были изготовленных из соединенных скобами шпал, то на более поздних – это были настоящие бронерубки заводского производства, которые имели закрывающиеся бойницы для ведения огня из личного стрелкового оружия.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye02/spetspoezda-v-chechne/
-http://www.newsru.com/russia/08aug2011/bronepoezd.html
-http://twower.livejournal.com/610965.html
-http://ru.wikipedia.org
Просмотров: 1215 | Добавил: Дайджест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]