18:01 Корветы это сторожевики прибрежной зоны | |
Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик». В
1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему
слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя
форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением
композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной
заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на
тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для
постоянного базирования противолодочного вертолета. В
1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом
СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в
зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу
строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества,
но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно
превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную
приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному
патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но
обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов. В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен. Похожая
история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым»,
проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с
водоизмещением 800 т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем
до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500 т и перебрался в морскую
зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один
«Неустрашимый». Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и
вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной
зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских
границ и своевременного реагирования в локальных территориальных
конфликтах сторожевых кораблей должно быть много. Поэтому
ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и
дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское
конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик». Корабли
проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой
военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую
стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых
инновационных и технически совершенных машин отечественного флота. К
примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы
корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим
сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь
небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой
информационной системы управления вооружением и всем электронным
оборудованием машины. Наконец, корабль получил новое классовое
обозначение в полном соответствии с временем и международной
терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет. Незаметно, обтекаемо В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел. Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины. Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27». Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках. ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием. «Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1. Плечом к плечу Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений. «Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров. Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии. В
задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и
выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и
командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ
работают в одном помещении и могут молниеносно принимать
скоординированные решения и приводить их в исполнение. Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий. Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки. Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала. Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком. Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара. Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек. Готов к апгрейду Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля. Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями. Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить. Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут». Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М. Серийный и разный Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев. Обсуждения
возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и
живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от
тактических схем, характерных именно для класса корветов. На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar. Однако главное преимущество кораблей типа
«Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка
заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в
недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий
Александров. – "Сообразительный” во многом отличался от "Стерегущего”,
"Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость,
доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что
проект 20380 – это большой успех российского флота. | |
Просмотров: 786 | Добавил: Дайджест |
Всего комментариев: 0 | |