Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 19 » Третья мировая информационная 2
15:54
Третья мировая информационная 2
Оригинал взят у telemax_spb в Третья мировая информационно-психологическая война - 2

Основными формами ведения технической информационной войны являются:


  • радиоэлектронная борьба,

  • война с использованием средств электронной разведки и наведения,

  • психотронная война,

  • борьба с хакерами,

  • кибернетическая война.

Одним
из примеров технических средств ведения информационной войны является
американская глобальная разведывательная сеть «Эшелон», способная
перехватывать поток радиоэфира во многих диапазонах частот. Специальные
мощные компьютеры позволяют фильтровать по ключевым словам всю
перехваченную информацию, обрабатывать и хранить в банках данных.

В
целях нашего курса нас интересуют, прежде всего, социальные
(«гуманитарные») технологии информационной войны, о которых и пойдет
далее речь.

Ричард Шафранский, разрабатывающий концепции информационной войны для ВВС США считает, что «информационным
оружием являются любые средства, сознательно используемые для
воздействия на разум противника с минимальной физической силой и таким
образом, чтобы иметь высокую вероятность заставить противника выполнить
наше желание»
.

Таким образом, принципиальное отличие
информационного оружия от обычного в том, что воздействует оно на разум,
дух, а не на тело человека. Это очень удобно и эффективно. В результате
применения информационного оружия объект воздействия (человек,
социальная группа, народ) начинает совершать действия, идущие в разрез с
его собственными интересами и отвечающими интересам противника. (Если
речь идет о ситуациях применения информационного оружия внутри
государства, например, по отношению к политическим оппонентам, уместнее
более мягкая формулировка: объект воздействия приводится к типу
поведения, выгодному для коммуникатора).

Кроме
того, информационная война обладает для ведущей ее стороны целым рядом
преимуществ по сравнению с обычной войной, в частности:



  • Война ведется в «белых перчатках». Агрессора, как правило, невозможно обвинить в уничтожении людей.

  • Эта
    война не регламентирована международным правом. Стороны, ведущие
    информационную войну, не связаны в данном отношении нормами МГП или
    иными нормативными актами.

  • Ведение информационной войны стоит дешевле, чем ведение обычной войны.

  • Развязывание
    информационной войны гораздо менее опасно для страны-агрессора и ее
    граждан, чем развязывание традиционной войны. Люди обычно не в состоянии
    реагировать на невидимое воздействие, подобное радиации.

Более
того, это воздействие может облекаться в доброжелательную форму, на
которую даже чисто биологически человек не готов отвечать агрессивно.
Факт и последствия ведения информационной войны не всегда являются
очевидными для тех, против кого она ведется. Таким образом, отсутствие
видимых разрушений, характерных для войн обычных, можно признать главной
опасностью информационной войны. Население даже не ощущает, что
подвергается воздействию. В результате общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы.

Эффект
зачастую достигается гораздо больший, чем с помощью обычного оружия.
Применение технологий информационной войны может вызвать нарушение
социально-экономических процессов и привести к гибели государства. При
этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению.
Например, развал сверхдержавы - СССР произошел в результате поражения в
«холодной войне», которая была в значительной мере информационной
войной. Это была четко спланированная деятельность, основные параметры
которой были заданы директивой 20/1 Совета национальной безопасности США
"Цели США в отношении России", принятой 18 августа 1948 г. Бывший директор ЦРУ Р. Гейтс признался: «Мы
понимали, что Советский Союз нельзя взять ни экономическим нажимом, ни
гонкой вооружений, ни, тем более, силой, нужно было спровоцировать,
организовать, стимулировать внутренний взрыв».

Можно
привести еще несколько откровенных признаний руководящих деятелей
Запада из подборки, опубликованной в газете «Знание-власть» (Откровенные
признания// Знание-власть. N31(70), 1998):

"Мы истратили триллионы долларов за сорок лет, чтобы оформить победу в холодной войне против России". (Государственный секретарь США ДЖ. БЕИКЕР).
"Россия
- побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить
"это была не Россия, а Советский Союз" - значит бежать от реальности.
Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она
была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности
России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет
раздробленной и под опекой".
(Секретарь Трехсторонней комиссии З. БЖЕЗИНСКИЙ).

"Распад
Советского Союза - это, безусловно, важнейшее событие современности, и
администрация Буша проявила в своем подходе в этой проблеме
поразительное искусство... Я предпочту в России хаос и гражданскую войну
тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное
государство".
(Член Трехсторонней комиссии, руководитель "Бнай Брит" Г.КИССИНДЖЕР).
Эти высказывания говорят сами за себя и не требуют комментариев.

По
мнению ряда известных исследователей, таких как И.Н. Панарин, С.Е.
Кургинян, Л.А. Шелепин и др., в настоящее время ведется информационная
война против России, являющаяся, по сути дела, продолжением «холодной
войны» против СССР.

В январе 1995 года влиятельной корпорации
«РЭНД» было поручено в рамках мероприятий, осуществляемых министерством
обороны США, выполнить ряд исследовательских работ в области ведения
информационной войны. Их целью было определение ключевых характеристик и
особенностей применения информационного оружия; уяснение возможного его
влияния на национальную безопасность; выявление основных направлений
деятельности в области информационного противоборства; укрепление
национальной безопасности и усиление технологического превосходства в
области создания информационного оружия и т.д.. Результаты этих работ
должны были послужить основой при обозначении роли и места
информационного противоборства в национальной военной стратегии США, и
год спустя их представили в отчете MR-661-OSD (Strategic Information
Warfare. A new face of War).

В этом документе впервые, вследствие
осознания возможностей информационного оружия, появился термин
Strategic Information Warfare - «стратегическое информационное противоборство». Такое противоборство, согласно заявлениям авторов отчета, представляет собой «использование
государствами глобального информационного пространства и инфраструктуры
для проведения стратегических военных операций и уменьшения воздействия
на собственный информационный ресурс».

Проведенные исследования позволили выделить следующие ключевые особенности информационного противоборства (ИП):
  • сравнительно низкая стоимость создания средств ИП;

  • крушение статуса традиционных государственных границ при подготовке и проведении информационных операций;

  • изменение
    приоритетов в деятельности стратегической разведки, которые смещаются в
    область завоевания и удержания информационного превосходства;

  • усложнение проблем обнаружения начала информационной операции;

  • сложность создания коалиции против агрессора, развязавшего информационную войну.
Важнейшим понятием является классификация стратегического противоборства на первое и второе поколение.

Стратегическое
ИП первого поколения больше ориентировано на дезорганизацию
деятельности систем управления и проводится скорее как обеспечение
действий традиционных сил и средств ведения войны. В отчете
стратегическое ИП первого поколения определено как
«...
один из нескольких компонентов будущего стратегического противоборства,
применяемый совместно с другими инструментами достижения цели».

Так, в ходе всех современных вооруженных конфликтов с участием США
американские военные применяют традиционные силовые методы ведения войны
совместно с методами информационной войны.


В частности,
во время войны в Панаме в 1989 г. впервые был апробирован метод создания
так называемых журналистских пулов, который затем постоянно
использовался военным командованием США. Смысл этого метода заключается в
том, что еще до начала боевых действий командование подбирает
ограниченный контингент (как правило, несколько десятков, реже – сотен
человек) представителей лояльно настроенных и влиятельных СМИ,
инструктирует этих людей и направляет в район конфликта. На первом этапе
проведения военной операции практически вся информация из района
вооруженного конфликта исходит только от этих журналистов. Затем
постепенно разрешается присутствие других представителей СМИ. Но
журналисты, не входящие в пулы, обладают гораздо меньшими возможностями.
Например, в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. все
представители СМИ, которые не входили в пулы центрального командования
Многонациональных Сил, не допускались на передовую. Таким образом,
большинству журналистов, желавших участвовать в освещении войны в
Персидском заливе, пришлось остаться в гостиницах Эр-Рияда и Дархана и
довольствоваться информацией, предоставляемой пулами и получаемой в ходе
ежедневных брифингов. Однако и для журналистов, входящих в пулы,
«Правила деятельности СМИ» предусматривали значительные ограничения.
Так, все материалы должны были подвергаться предварительному просмотру с
целью выяснить, не содержится ли там какая-либо информация, способная
«подвергнуть опасности американские или другие силы коалиции».
Конечно,
помимо работы с журналистами, используются также другие средства и
методы информационной войны. Например, разбрасывание с самолетов над
позициями вражеских войск листовок, призывающих солдат сложить оружие.
Этот метод применяется еще с первой мировой войны, а потом и во время
второй мировой войны.
И самый важный шаг к победе в Великой
Отечественной и Второй Мировой войне был сделан Сталиным в самом начале
войны созданием специального информационного агенства СОВИНФОРМБЮРО. Длительное время врагами России целенаправленно создавался миф
о том, что Сталин в первые дни войны был растерян. Это миф и об этом
хорошо знают американцы. Они внимательно изучают
организационно-управленческий опыт Сталина и реализуют сталинские идеи в
руководящих документах, в выступлениях Дж.Буша после событий 11
сентября. США многое переняли у нашего великого лидера. Весь личный
архив Сталина был подарен американцам бывшим министром иностранных дел
России А.Козыревым в 90-х годах 20 века. Видимо потому, что его жена
была гражданкой США и проживала на даче, соседствующей с дачей
вице-президента США.


На
самом деле, именно в первые дни войны Сталин проделал титаническую
работу по созданию организационного и информационного механизма Победы. А
ведь ситуация была тяжелейшей. 24 июня был оставлен Вильнюс, 28 июня -
Минск. 30 июня фашисты захватили Львов, а 1 июля - Ригу. Но именно в то
время Сталин  создал
Информационный механизм Победы!


«Стратегическое информационного противоборства второго поколения» (2nd Generation Strategic Information Warfare)

«Стратегическое информационного противоборства второго поколения» (2nd Generation Strategic Information Warfare)
в отчете определено как «принципиально новый тип стратегического
противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в
круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд
других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время:
недели, месяцы и годы». Стратегическое ИП второго поколения является
самостоятельным видом стратегического противоборства, способным (в
идеале) разрешать конфликты без применения вооруженной силы.

По мнению специалистов корпорации «РЭНД», ведение ИП второго поколения предусматривает решение следующих задач:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

  • манипулирование
    общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп
    населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

  • дестабилизация
    политических отношений между партиями, объединениями и движениями с
    целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности,
    обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против
    оппозиции и даже гражданской войны;

  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

  • провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

  • инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

  • затруднение принятия органами управления важных решений;

  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.
Хотя ИП второго поколения порой называют «принципиально новым типом противоборства», очевидно, что его основные элементы активно использовались в «холодной войне» Соединенными Штатами против СССР.

Суть информационно-психологической войны - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов.

В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин рассматривают это как определенный аналог вирусного заболевания. «Так,
вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессами
молекулы ДНК, - пишут они. - Клетка внешне остается такой же, как и
была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус.
Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель
клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь
системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В
таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь
вспомогательное значение. Роль вируса в нашем случае играет управляемая
извне "пятая колонна" внутри страны, Она должна внедриться именно в
управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в
ДНК, быть неотличимой от окружения».


К сожалению, в
годы «перестройки» многие советские СМИ выступали орудием информационной
борьбы против СССР, причем даже сами журналисты далеко не всегда это
осознавали.
У современного человека есть возможность оперативно
получать огромный объем информации со всего света. Но, как правило, это
та информация, которая поступает через средства массовой информации.
Человек видит мир глазами СМИ, в его голове формируется такая картина
действительности, которую предлагают ему СМИ. В таких условиях
появляются огромные возможности по манипулированию массовым сознанием,
созданию мифов. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов,
люди могут идти даже против своих собственных интересов.
Информационное
оружие – наиболее эффективное оружие современности. Между тем, его
применение не регламентируется международным правом. Информационная
война характеризуется отсутствием линии фронта, стиранием четких границ
между государствами, между войной и миром, между участниками и
неучастниками боевых действий. Гражданское население, как правило,
больше всего страдает от последствий информационной войны.
Неудивительно, что некоторые ученые (такие, как У. Черч) призывают к
подписанию соответствующих международных договоров в сфере ведения
информационной войны, чтобы и ее применение ограничить рамками права.
Стремление, несомненно, благое. Другое дело, что регламентировать
ведение информационной войны чрезвычайно сложно в силу ее специфической
природы, еще труднее контролировать соблюдение неких норм, если они
будут установлены.
Если говорить о журналистах – очевидно, в
условиях информационной войны для них важнее всего не стать слепыми
исполнителями чужой воли, стараться, чтоб деятельность СМИ отвечала
интересам своей страны, а не тех, кто ведет против нее Strategic
Information Warfare.

Чем отличается информационная война и информационное противоборство?

Информационное противоборство
– это форма борьбы сторон, заключающаяся в воздействии на
информационную среду противостоящей стороны, и защите собственной от
негативных информационных воздействий. Отличие этих двух понятий лишь в
том, что информационная война производится более активно с
использованием диверсионных и террористических методов. Важно обратить
внимание на то, что последние теракты в Москве всегда сопровождались
информационными операциями, например, ложными звонками в милицию с
сообщениями о том, что якобы заминирован какой-то вокзал или аэропорт.
Таким образом, образуется комплекс ведения информационной войны.


Виды информационных войн.

Важно
выделить два вида информационного противоборства – это информационное
психологическое противоборство и информационно-техническое
противоборство.

Они отличаются прежде всего, объектами
воздействия и защиты. Информационно-психологическое противоборство имеет
4 основных объекта защиты:

  1. Система принятия политических решений.

  2. Система
    формирования общественного мнения. Например, в январе 1996 года
    Президент Ельцин имел рейтинг 3%, однако в июне 1996 года он побеждает
    на выборах, получая 41% голосов, ради достижения этого результата,
    использовались различные информационные технологии. Другой пример – если
    в августе 1998 года только 10% американцев поддерживали войну США
    против Ирака, то в январе 1999 таких стало 88%. Причиной этому стало то,
    что в Ираке Хусейна стали сравнивать с Гитлером, объявили о
    многочисленных преступлениях против курдов, была развязана активная
    пропагандистская кампания. Когда она достигла пика, начались
    бомбардировки Ирака.

  3. Система
    формирования общественного сознания. Здесь можно выделить 4 основных
    компонента – это книги, кинофильмы, телевидение, печатные СМИ.

  4. Психологическое
    воздействие на психику лиц, принимающих решение. Для того чтобы
    заставить лидера противоположной стороны действовать в соответствии с
    целью информационной войны, проводятся различные операции. Например,
    придумываются клички, печатаются различные дезинформационные материалы.
    Целью этого является введение противника в стрессовое состояние, что
    впоследствии может повлиять на принятие решений. Этот прием активно
    применяется против российских лидеров.

Что касается непосредственно технической составляющей, то здесь существует три основных объекта:

  • система передачи данных (задача противника перехватить информацию, ее дешифровать),

  • система
    защиты информации (информация получена из различных источников, она в
    защищенном виде где-то хранится, задача противостоящей стороны ее
    заполучить и использовать в своих целях),

  • радиоэлектронная
    борьба (для примера можно вспомнить войну в Югославии, когда 300
    сербских танков 40 дней бомбили бомбардировщики США и Великобритании.
    Однако в результате было повреждено только 13 танков, потому что
    самолеты "Авакс" выходили на ложные цели, так как на деревянные макеты
    ставились специальные устройства, которые имитировали танки. Фактически
    цели воздушной кампании не были достигнуты, но благодаря
    психологическому воздействию на лидера Югославии Милошевича, которому
    пообещали личную неприкосновенность, а впоследствии это обещание
    нарушили, цель все-таки была достигнута).
Таким
образом, иногда методы информационно-технического воздействия проводятся
в комплексе с методами информационно-психологического противоборства.

Внешнеполитическая пропаганда.

После
начала грузинской агрессии 8 августа 2008 года президент России Д.А.
Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить
геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру.
Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали
полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений, а в ответ на
агрессию против Южной Осетии и убийство российских миротворцев
регулярные российские воинские части с тяжелой боевой техникой -
танками, гаубицами, системами залпового огня, авиацией - перешли Рокский
перевал. Российские войска вошли не только в Южную Осетию, народ
которой в августе 2008 года подвергся огню на уничтожение со стороны
грузинских вояк, действовавших поистине с жестокостью фашистов, но и в
Абхазию, чтобы предотвратить возможность повторения югоосетинской
трагедии.

После наказания агрессора в соответствии с нормами
международного права непрерывно наращивается информационное давление на
нашу страну, которая защитила осетинский народ от уничтожения. По сути, в
августе 2008 года против России была развернута грязная информационная
война. Активное участие в ней принимали, прежде всего, американские и
британские СМИ. В материалах CNN, Би-би-си и ряда других СМИ
доминировали антироссийские материалы. В США, Великобритании и некоторых
других странах усилились попытки негативного формирования образа
России.

Агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать
мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. К
сожалению, «пятидневная августовская война» на Кавказе показала нашу
несостоятельность в отстаивании своих целей и интересов в мировом
информационном пространстве.

Поэтому России в ближайшее время
нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую
очередь - на европейском и постсоветском пространстве. Прошедшее после
«пятидневной августовской войны» на Кавказе время показало, что пока
российская политическая элита пытается сделать соответствующие выводы
после информационной агрессии США, Великобритании и ряда других стран
против России. Прошло несколько публичных мероприятий с участием ведущих
российских экспертов, на которых анализировался ход информационной
войны против России (17 сентября 2008 года - организованный Общественной
палатой круглый стол «Информационная агрессия против России: методы
противостояния», 2 октября 2008 года - организованная партией
«Справедливая Россия» международная конференция «Информационные войны в
современном мире»).

Главная проблема, которая была очевидной в
ходе дискуссий, - это явная недооценка роли информационного
противоборства современной российской политической элитой в условиях
усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.

После
принуждения Грузии и ее заокеанских покровителей к миру геополитическая
и геоэкономическая роль России в мире во многом будет определяться тем,
сможет ли она создать эффективную систему информационного
противоборства. Время требует одновременного создания мощных
информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур,
предназначенных для реализации информационных моделей урегулирования
конфликтов.

По нашему мнению, следует различать информационное
противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова
(в какой-либо сфере, например, в политической).


ПРОДОЛЖЕНИЕ НАЧАЛО СТАТЬИ
Просмотров: 714 | Добавил: Дайджест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]