Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 19 » Третья мировая информационная 3
15:46
Третья мировая информационная 3

Оригинал взят у telemax_spb в Третья мировая информационно-психологическая война - 3

Информационное
противоборство (борьба) - форма борьбы сторон, представляющая собой
использование специальных (политических, экономических, дипломатических,
военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на
информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в
интересах достижения поставленных целей.


Основные сферы ведения информационного противоборства:


  1. Духовная.

  2. Политическая

  3. Дипломатическая

  4. Финансовая

  5. Экономическая

  6. Организационно-управленческая

  7. Военная

  8. Воздушно-космическая

  9. Медико-биологическая.

  10. Коммуникационная (телепространство и киберпространство).

Примеры проведения информационных войн в каждой из этих сфер:

В военной сфере
вооруженный конфликт на Кавказе в августе 2008 года, 14 августа
телеканал Евроньюс показывает телезрителям европейских стран и России
кадры разрушенного Цхинвала после бомбардировок грузинской авиацией.
Однако в титрах сообщается, что это город Гори, который якобы уничтожен
после бомбардировок России. Наиболее характерный пример информационной
войны – подмена фактов. Таких примеров в ходе этого вооруженного
конфликта было очень много.

В финансово-экономической сфере
– борьба доллара с другими международными валютами, которая наиболее
активно развивается в последнее время. Задача – сохранить доллар в
качестве главной мировой валюты, который ничем не подкреплен, и
заставить валюты других стран снизить свою покупательную способность.
Если рассматривать в этом контексте события на Ближнем Востоке, то,
конечно, в рамках информационной войны, это удар, прежде всего, по
Европе, потому что из Ливии только 300 тысяч беженцев устремилось на
Запад, а из Туниса около 500 тысяч человек. Попадая в страны
Европейского Союза, беженцы сразу получают определенные социальные
гарантии, карточки, деньги для этих полутора миллионов человек не
предусмотрены. Таким образом наносится колоссальный удар по экономикам
трех стран: Франции, Германии и Италии (страны, куда активно
направляются беженцы). Не случайно итальянское руководство обратилось к
руководству ЕС с призывом о помощи, потому как поток беженцев хлынул
именно на территорию Италии. Это и есть особый прием информационной
войны.

В дипломатической сфере – пример острого
политического противоборства – великолепные действия нашего
представителя в ООН Чуркина Виталия в ходе событий в августе 2008 года,
где он блестяще провел операцию и, с моей точки зрения, выиграл.

В политической сфере
мне бы хотелось отметить выборы. Этой теме посвящена моя книга
"Информационная война и выборы". Все, что происходило на территории
Украины, Грузии и ряда других республик в начале XXI века, с моей точки
зрения, были не способы легитимного выражения воли народа, а проведение
специальных информационно-наступательных операций с целью приведения к
власти сил, действующих в интересах "заокеанских спонсоров".

Информационная
война может проводиться в узком или широком диапазонах. В узком
диапазоне означает то, что война проводится в одной из сфер: военной,
политической, финансово-экономической или дипломатической. А в широком
понимании – когда она проводится во всем диапазоне 4 главных основных
сфер деятельности, а также в других, например, в инновационной сфере
(когда из России производится вывоз интеллектуального капитала –
"выкачка мозгов". Самые лучшие специалисты, ученые из России уезжают за
границу и работают в Силиконовой долине или в Шанхае (там сейчас около
30 тысяч российских специалистов), где получают 3-5 тысяч долларов в
месяц в то время, как в собственной–стране им предлагают менее одной
тысячи).

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы):
  • информационно-техническое

  • информационно-психологическое.
При
информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и
защиты - информационно-технические системы: системы передачи данных
(СПД), системы защиты информации (СЗИ) и так далее.

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются:
  1. Система принятия политических и экономических решений.

  2. Система формирования общественного сознания.

  3. Система формирования общественного мнения.

  4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.
Информационное противоборство включает три составные части:
  • стратегический анализ,

  • информационное воздействие

  • информационное противодействие.
России
следует незамедлительно рассмотреть возможность создания специального
организационно-управленческого и информационно-аналитического механизма
(инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и
информационно-аналитические функции по разработке и проведению
информационных операций (оборонительных и наступательных).

Эволюция понятия "информационная война"

В
чем принципиальная разница информационных войн от Трои (около 3000 лет
назад) до господина Ассанжа, который использовал новый элемент ведения
информационной войны XXI века с помощью не только сети интернет, но и
других информационных технологий. Хотелось бы обратить внимание, что
содержание (контент) практически не изменились: слухи, дезинформация,
искажение фактов – все это присутствует. Но способы доведения информации
кардинально отличаются. На сегодняшний день создана глобальная
информационная среда, так, в Китае зарегистрировано около 468 млн
пользователей сети интернет, в России – около 50 млн пользователей.
Практически за долю секунды информация любого содержания, как
положительного, так и отрицательного появляется в этом глобальном поле.
Возникает вопрос, как на эту информацию реагировать, как с ней
обращаться, чтобы защитить свои национальные интересы?

Как обезопасить себя от информационного воздействия?

Здесь
необходимо упомянуть Александра Невского – великого русского князя,
гения информационной войны. Он провозгласил, на мой взгляд, великолепную
формулу ведения информационной войны:
кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

В
информационной войне мы должны иметь четкий щит – это Федеральное
законодательство, Доктрина об информационной безопасности, защита
собственного информационного пространства правовыми, организационными и
техническими средствами. Но одновременно должен быть и острый меч,
который бы поражал нашего противника. Информационная война – это борьба
двух щитов и двух мечей. В нашей стране должен быть крепкий щит и острый
информационный меч, а между ними должно быть пространство интеллекта –
анализ. Это три составные части информационной войны – воздействие,
анализ и противодействие.

Россия и мировые информационные войны.

Грядет
глобализация информационного пространства, усиление информационных
войн, которые, с моей точки зрения, уже давно стали главным фактором
мировой политики. Россия должна предпринимать активные усилия, для того
чтобы укрепить свой информационный щит. С сожалением отмечу, что наш щит
в два раза слабее, чем американский. В России гораздо более либеральные
взгляды на СМИ – это с одной стороны хорошо, но с другой стороны
активность ведения информационной войны в последние десятилетия нам не
дает основания действовать в более мягком режиме, чем США. Наша задача –
использовать американский опыт. С точки зрения меча американцы имеют
глобальное телевидение (CNN), которое дает возможность воздействовать на
любую точку мира. Мы правильно приняли решение в 2005 году, создав
спутниковый телеканал Russia Today, но он уступает по объему вещания,
воздействия на аудиторию и т.д. Задача нашего руководства – максимально
уделять этому внимание, усиливать финансирование, поддерживать
инициативу для того, чтобы противодействовать информационным нападениям,
защищая глобальные интересы России.

Назрела
необходимость создания в России системы информационного противоборства,
частью которой должна стать внешнеполитическая пропаганда.


России
для того, чтобы выигрывать информационные войны, необходимо создать
специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для
противодействия информационной агрессии против нашей страны.

Ключевые компоненты системы:

1.
Совет по публичной дипломатии, включающий представителей госструктур,
медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО и т.д. Российский
Совет по публичной дипломатии может возглавить президент.


В
составе совета могут быть: советник президента России по вопросам
информационно-пропагандистской деятельности, руководители
информационно-аналитических управлений администрации президента России,
секретарь Совета безопасности, министр иностранных дел, министры
информации и культуры, руководители комитетов по международным делам
Госдумы и Совета Федерации, руководители ведущих общенациональных СМИ,
деятели науки, образования и культуры, представители политической элиты
России.

Все действия во внешнеполитическом медиапространстве
должны быть скоординированы. Кроме этого, к процессу информационного
сопровождения официальной российской внешнеполитической линии должен
подключиться и крупный бизнес. Сегодня ни одна крупная российская
компания, имея колоссальные прибыли, не в состоянии защитить свой
собственный имидж от ущерба, который целенаправленно наносится рядом
западных СМИ. В обязательном порядке крупный бизнес в лице ТПП, РСПП,
Ассоциации малого и среднего бизнеса, отдельных корпораций, таких, как
«Газпром», Роснефть и т.д., должен участвовать в реализации
информационной политики страны. Государством и бизнесом должна быть
выработана единая точка зрения на ведение информационного противоборства
с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

2.
Советник президента России по вопросам информационно-пропагандистской
деятельности должен координировать деятельность
информационно-аналитических подразделений администрации президента
России, подразделений аппарата правительства, МИД, министерств культуры и
информации, Совета безопасности России, занимающихся проблемами
внешнеполитической информации.


3. Внешнеполитический
государственный медиахолдинг (ВГТРК, Russia Today, «Голос России»,
«Маяк», РИА «Новости» и так далее). Целесообразно подчинение этого
медиахолдинга МИД России, учитывая, а во многом и копируя американский
опыт.


России необходимо восстановить свой потенциал механизма
внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е
годы. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению,
произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х годов
прошлого века, например, на всем Африканском континенте не осталось ни
одного российского корреспондентского пункта, ни одного
представительства отечественных информационных агентств. Сегодня эту
информационную нишу, которую мы покинули после распада СССР, активно
заполняет Китай.

Впрочем, отрадно, что провал 90-х годов был
осознан российским руководством. С приходом к власти президента В.
Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций.
Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году
спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный
новостной канал CNN был создан в 1980 году. В СССР выделялись огромные
деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на
создание советского спутникового телеканала не нашлось.

Советская
политическая элита недооценивала фактор информации, а CNN наращивал
свое влияние. Как сказал один американский генерал в 1991 году, во время
операции «Буря в пустыне»: «Пока CNN не скажет, что мы выиграли войну,
мы ее не выиграли». И это соответствует действительности. Многие сюжеты
«победных» действий американских войск были сняты совсем не на поле
сражений, а в штате Невада силами специалистов Голливуда, который
великолепно умеет имитировать ведение боевых действий. Вспомним хотя бы
известный случай с освобождением рядовой Джессики Линч уже во время
второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод являлся пропагандистской
акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз демонстрирует всю
мощь информационного оружия.

Таким образом, 26 лет отделяют нас
от CNN; за годы нашей «информационной спячки» нашли свои ниши Би-би-си и
Foxnews, глобальными каналами стали Al Jazzira и Euronews. Сегодня
задача, конечно же, заключается в том, чтобы резко увеличить вещание
нашего спутникового канала, и, помимо планируемого иновещания на
испанском языке, необходимо рассмотреть возможность организации
трансляций на китайском языке. С точки зрения выстраивания
информационной стратегии необязательно, чтобы вещание на китайском языке
велось круглосуточно: желательно начать вещать хотя бы по 2 часа в
день. Здесь мы можем опередить наших конкурентов. Пока эта ниша пуста, и
мы обязаны занять ее первыми.
Кроме того, нужно подумать также о
Бразилии и Индии, где мы, обеспечивая наши политические и экономические
интересы, должны предоставлять соответствующее информационное
сопровождение.

В существенной активизации нуждается
латиноамериканское и африканское направления. Создавая в этих регионах
информационно-культурные центры и насыщая их соответствующей продукцией,
мы обеспечим нашей стране положительный имидж. Ни в коем случае нельзя
забывать и Старый Свет.
Сегодня свои экономические интересы
обеспечивают информационными средствами различные страны. Интересен в
этом плане пример Великобритании, с которой сегодня у нас весьма
непростые отношения. Однако, в отличие от РФ, которая по линии МИД
выделяет на информационно-культурные и разъяснительные программы около
$6,2 млн в год, Великобритания на эти цели расходует $862 млн.
Естественно, что британские интересы в России и других странах мира
весьма эффективно прикрываются и защищаются информационно.

Так,
например, перед нашим великим праздником, Днем Победы, на телеканале НТВ
5 мая 2009 года был очень позитивный репортаж, но не о российской армии
и ее достижениях, а о британской. Было детально рассказано о воинских
буднях принца Гарри в рядах британской армии, о ее традициях и прочем.

Случайность
ли, что как только начинаются какие-то действия российских официальных
органов, которые якобы ущемляют британские бизнес-интересы, сразу же
появляется волна публикаций о росте авторитаризма в России, нарушении
прав человека? Примечательно, что в таких кампаниях участвуют и
достаточно авторитетные издания, такие, как The Economist, Financial
Times. Мы, конечно, не можем заявлять, что эти и другие СМИ получают
деньги от правительственных источников, но имеются явные совпадения вала
антироссийских публикаций (поводом для которых стали так называемое
дело Литвиненко, ситуация вокруг деятельности в РФ Британского совета и
др.) с вполне легитимными действиями официальных структур России.

Лучшим
ответом, на мой взгляд, представляется грамотное использование этого
опыта для защиты российских национальных интересов. Прежде всего нам
нужно сделать выводы в плане финансирования информационных программ по
линии МИД, Росзарубежцентра, а также наших немногочисленных средств
информационного противоборства, прежде всего - Russia Today и «Голос
России».

Внешнеполитический государственный медиахолдинг должен
установить конструктивное взаимодействие с каналом Euronews. Вещание на
русском языке этого телеканала, созданного в 1993 году, началось в 2001
году.

Сегодня ВГТРК с 16% акций в акционерном капитале компании -
один из 5 крупнейших акционеров Euronews, наряду с телекомпаниями
Франции, Испании, Италии и Швейцарии.

С учетом того, что Россия в
лице ВГТРК - крупнейший акционер и финансовый донор этого канала,
необходимо проанализировать весь информационный поток новостей
европейского телеканала. Ведь в эфире евроновостей очень мало позитивной
информации о России. А во время агрессии Грузии против Южной Осетии по
этому телеканалу шли только антироссийские комментарии, порой
переходящие рамки приличия (например, 14 августа телеканал показал кадры
разрушенного Цхинвала, а строка внизу сообщала, что это - разрушенный
Гори). Получается, что Россия платит большие деньги, а за это получает
нейтральную или негативную информацию о нашей стране, или таковая вообще
отсутствует. А ведь по экспертным оценкам в Европе, где Euronews
является лидирующим информационным каналом, его смотрят 168 млн семей,
то есть около полумиллиарда зрителей.

4. Государственный интернет-холдинг.
Необходимо
создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов,
видеоигр и прочего для активного распространения в сети Интернет. Он бы
финансировался частично за счет государства, частично - за счет бизнеса.
Не так давно Китай обошел США по числу пользователей Интернета: в
Поднебесной - 253 млн., в Штатах - 220. Китайцы ставили эту задачу и
целенаправленно ее добивались к пекинской Олимпиаде. Напомню, в России -
40 млн. пользователей Интернета.

В наши дни уже появилось
интернет-телевидение. Все ведущие телеканалы имеют сайты с
интернет-вещанием. Сошлюсь и на свой собственный опыт. Я почти не читаю
газет на бумажном носителе, а знакомлюсь с их содержанием через
глобальную сеть. Это гораздо быстрее и удобнее. Новый импульс развитию
Интернета дает и мобильная связь.

5. Информационный антикризисный центр.

Власть
России должна умело управлять информационными потоками, наладив
конструктивное сотрудничество со СМИ, российскими и зарубежными. Должна
быть исключена ситуация 8-11 августа 2008 года, когда даже в новостных
программах на российских государственных телеканалах Саакашвили
показывали больше, чем лидеров России. За счет заблаговременно
подготовленных информационно-пропагандистских операций противнику
удалось некоторое время навязывать свои комментарии происходящих
событий.

На принципах системности и многоуровневости должна быть
построена информационная деятельность российского государства на
федеральном, региональном и международном уровнях. Власть должна
своевременно, в режиме реального времени предоставлять свои комментарии к
происходящим событиям в мировое информационное пространство. Власть
должна уметь эффективно применять преднамеренные утечки государственными
структурами в массмедиа «сенсационной информации». Суть подобной
обоюдовыгодной «сделки» заключается в создании посредством подобных
публикаций (репортажей) благоприятного имиджа России в мировом
информационном пространстве.

Важным аспектом являются
необдуманные, нескоординированные, неполные, подверженные двоякому
толкованию комментарии происходящих событий, касающиеся конфликтных
регионов. В этом случае неподготовленные выступления перед прессой,
интервьюирование «на ходу», неопределенность формулировок в конечном
итоге осложняют ситуацию, порождают слухи и недоверие к властям. Такая
«информационная среда», кроме того, способствует дестабилизации
обстановки в стране. Власть должна была заранее разработать и внедрить
ряд «домашних заготовок». Ведь конфликты развиваются, как правило, на
протяжении длительного периода времени. Суть информационных моделей
урегулирования конфликтов должна заключаться в оперативном «вбросе» в
СМИ заранее подготовленных комментариев для урегулирования ситуации.

6. Система информационного противодействия.

7.
Система НПО - сеть неправительственных организаций России, действующих
на территории стран СНГ, ЕС, США (по американской модели - в России
действуют многочисленные американские неправительственные организации,
финансируемые правительством США).


8. Система подготовки
кадров для ведения информационного противоборства. Необходимо определить
основные вузы для многоуровневой подготовки специалистов -
Дипломатическая академия МИД России, РАГС - руководители, высший уровень
управления. Средний уровень управления - МГУ, ВШЭ, МГИМО.


Система информационного противоборства может и должна функционировать на четырех уровнях:
  • общефедеральном,

  • профессиональном,

  • групповом

  • индивидуальном.
Подводя итоги, хочу отметить:

Первое, что
нам целесообразно сделать в ответ на усиливающееся информационное
давление, - создать государственную систему информационного
противоборства с участием крупного бизнеса, которая была бы способна
аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия.

Второе -
нужно резко усилить финансирование программ информационного
противоборства. Мероприятия информационного противоборства должны
финансироваться по принципу главного приоритета. Сегодня финансирование
программ информационного противоборства более важно, чем финансирование
программ ядерного сдерживания. Информационное оружие более опасно для
России, чем оружие ядерное. И это необходимо признать политической элите
России.

Третье - следует создать частно-государственную
систему управления проведением мероприятий информационного
противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального,
группового и индивидуального.

Четвертое - необходимо
начать частно-государственный процесс формирования позитивного имиджа
России за рубежом, прежде всего в Европе. Российский национальный бизнес
должен перейти от стратегии покупки футбольных клубов к стратегии
покупки крупнейших мировых СМИ для изменения их антироссийской
информационной политики. Например, в Польше более 90% СМИ принадлежат
представителям иностранных государств, активно участвующих в
информационной агрессии против России. Поэтому и большинство публикаций о
России в польских СМИ - негативного характера.

Пятое -
расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира.
Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие
соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания). Например, в
одной Германии проживает около 300 тысяч граждан России и несколько
миллионов русскоговорящих. Наши соотечественники проживают во многих
странах мира, и работа с ними должна быть активизирована. Наглядным
примером в этом отношении является не совсем дружественная нам Польша,
которая некоторое время назад ввела так называемую специальную «карту
поляка». Эта карта дает возможность всем полякам, проживающим за
территорией Польши, иметь льготы при посещении своей родины. Мы вполне
могли бы ввести «карту русского», которая позволяла бы при посещении
России нашему соотечественнику иметь право на льготный билет,
возможность посещать по сниженным ценам основные центры туризма. Тем
самым мы существенно усилим процесс информационного и культурного
обмена.



Дополнение:

Профессор Игорь Панарин, декан факультета "Международные отношения" (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России рассказывает о специфике ведения информационных войн в России и других странах, а также о способах им противостоять.

"Основная
тема моей лекции – это информационная война, ей я посвятил 14 книг,
которые пользуются достаточной популярностью в России и за ее пределами,
– говорит Игорь Панарин, профессор, декан факультета "Международные
отношения" (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России. – В
большинстве этих книг присутствует понятие "информационная война"
("Информационная война и Третий Рим", "Информационная война и


дипломатия", "Первая мировая информационная война. Развал СССР")".

ПЕРВЫЕ ДВЕ ЧАСТИ ЭТОЙ СТАТЬИ
Просмотров: 418 | Добавил: Дайджест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]