Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 19 » Жизнь со смыслом это русская идея
02:49
Жизнь со смыслом это русская идея
В России сейчас большинство людей чувствует, что что-то идет сильно "не так". Поворот 1990 гг завел Россию совсем не туда, куда ей было нужно, и как выбраться отсюда, где мы сейчас – самая большая проблема. Русский дух, характер, душу, являющиеся стержнем жизни России, нерусские реформаторы попытались заменить жидовством. Но не приносит жидовство плодов, не плодоносит оно на русской почве, и бесплодны жиды (речь идет о типе человека, а не о национальности) на русской земле. В США жиды приносят пользу, в Европе не слишком вредят. А вот в России – не тот климат для этого растения, оно мутирует в злостнейшего сорняка, подавляющего всю жизнь до того цветущего сада человеческого.
Есть притча – каменщики строят в средневековом городе собор. Прохожий спрашивает одного – что ты делаешь? – Кладу камни. Другой отвечает – зарабатываю на хлеб Третий - строю собор. А последний – улучшаю мир, служу Богу. Это разные уровни понимания смысла. Первый – бессмысленное животное. Второй и третий – люди разного уровня личного развития. Лишь четвертый – подлинный духовный человек, созидатель и творец.
А что ответит жид, если его спросить, что ты делаешь в России? – Делаю бабло, служу золотому тельцу.
Нынешний насаждаемый в России свободный (от морали и смысла) капитализм = сатанизм. Нигде он не нужен, но в России – он мог бы прижиться только после ядерной бомбардировки, а затем 5000 лет карантина, пока радиация иссякнет. Но почему это так, в чем же здесь дело? А вот в чем.

На этот вопрос отвечает следующий блестящий анализ - очерк о насильственно под соусом "атеизма, деидеологизации и свободомыслия" насаждаемой на русской земле самой дикой, примитивной и архаической религии, самой разрушительной, невежественной и кровожадной, требующей непрерывных человеческих жертвоприношений религии – религии денег.

РЕЛИГИЯ ДЕНЕГ

    В ЖЖ на первые позиции вышел пост "Кем ты хочешь быть?". Хотел-хотел человек когда-то быть археологом, путешественником, кем-то ещё, а стал - просто добытчиком денег. Имеет то и это, а сам вроде как - никто. И все вокруг хотят что-то иметь, а вот, чтоб кем-то быть - про это как-то не слышно. Такая вот мысль автора.

    Очень русская мысль, надо сказать.

    Европеец на эту тему как-то не парится: он и других, и себя самого оценивает с точки зрения барахла: что у кого есть.


    Мне рассказывали немцы, как они выбирают друзей. Рассказывали в простоте душевной, без всяких там ироний, самоироний и подтекстов. Знакомятся люди, положим, на отдыхе. И тут же пытаются стороной выяснить: где ты живёшь, какая у тебя работа. Если живёшь в своём доме, а не в квартире, и работа у тебя престижная, а ещё лучше - собственный бизнес - значит, имеет смысл продолжить знакомство. А нет - нафиг нам такие друзья.
    Вдумайтесь: человек, живущий в доме, и человек, живущий в квартире, - это принципиально разные люди.

    Для западного человека это привычно, нормально, не о чем и говорить. То есть высоколобые умники не прочь поговорить, давно говорят, умно и много. Взять хоть учение Маркса про имущество как "отчуждённую жизнь". Твоё имущество - это твоя жизнь, превращённая в кирпич, железо, ламинат... м-да... Тоже немец был...
    А поближе к нашему времени был Эрих Фромм, классик, можно сказать. Так и назвал свою книжку: "Иметь или быть?" Там тоже много всякого-разного.

    Но простой, массовый, западный человек, обыватель по-нашему, или "филистер", как называли его Маркс и Энгельс, - он книжек особо не читает, а если и читает, то живёт не по книжкам, а по обычаю своей среды. А обычай там такой: ты - это твоё имущество. Ты - это твой банковский счёт.
    Помните, прошло в начале кризиса сообщение, как какой-то фармацевтический воротила бросился под поезд, потому что фирма его разорилась. С чего такое отчаяние? Голодать он явно не будет, его бытовая жизнь, скорее всего, и не изменится в связи с банкротством фирмы: тот же дом, та же машина, та же еда, одежда. Но в том-то и штука, что он отождествлял себя со своим бизнесом и имуществом. Он - это был его банковский счёт. Потеряв имущество, он УЖЕ умер. Поэтому, бросившись с моста под поезд, он просто привёл внешнюю действительность в соответствие с внутренней, явление - с сущностью.

    Мы, русские, не такие. Мы - не имущественный, не вещественный народ. Мы - странники, калики перехожие. Ни за что не зацепляемся. Живём вне вещей, поверх вещей, мимо вещей. Оттого и вещи нам в руки не даются: никак мы не можем их расставить по местам и организовать опрятную, разумную, крепко сбитую жизнь. Довольно посмотреть на наши города и посёлки: такое впечатление, что какой-то великан в задумчивости уронил кубики на землю, да так они и остались лежать там и сям. Моих умственных способностей не хватает, чтобы уловить какой-то план и какую-то закономерность в расположении кубиков-домов даже и в московских спальных районах, не говоря уж где подальше. Ну а организовать сбор мусора... Для нашего народа легче взять Берлин, чем опрятно и систематически собирать мусор.

    Русские редко умеют копить деньги. Есть - гуляем: "Однова живём!". Нет - ну, на нет и суда нет, сосём лапу. Недаром русские туристы за границей считаются самыми богатыми и щедрыми. Не богатые они, а просто не расчётливые, не прижимистые.

    Мы стихийно расположены к равенству. Социальные барьеры у нас низкие. В глубине души нам кажется, что все равны всем: и первый вельможа, и последний смерд. И дурацкое чванство, которое иногда видишь, как ни странно, от этого же стихийного демократизма: очень уж мы все равны внутри себя, вот и хочется как-то выпендриться снаружи.
    Помню, когда я работала в итальянской компании здешним её представителем, часто сталкивалась с таким, скажем, культурным разнотыком. Мы куда-то едем, везёт нас водитель. Приезжаем на какое-нибудь предприятие, там нас кормят. Я всегда приглашала и водителя за стол, а как же ещё? А вот моим патронам казалось это отрыжкой коммунизма, я даже получила как-то замечание. Каждый типа сверчок...

    Иными словами, из глубины веков идёт у нас, русских: главное - не сколько у тебя в кошельке, а каков ты есть, потому что сегодня - так, завтра - эдак, а душа человеческая - вот что главное.
    Помню, бабушка меня учила: не шмотками надо гордиться, а знаниями, победами на олимпиаде, успехами в самодеятельности, потому что шмотка износится, а знания и умения, уважение людей - останется.

    Но это было в совке, в каменном веке, до нашей эры.
    Потом настало дивное завтра, ставшее уже сегодня и даже отчасти вчера, то самое дивное завтра, во имя которого томилась в узилище Новодворская со товарищи, страдали в психушках безвестные диссиденты рангом пониже, за которое мучился в изгнании в страшном городе Горьком академик Сахаров.
    Теперь у нас всё как у людей.
    Главное - не какой ты, даже не кто ты, а главное - сколько у тебя денег. Деньги - это ты, а ты - это деньги. Если ты такой умный, то почему же ты такой бедный? Если ты хороший специалист и вообще хорошо работаешь - значит, у тебя есть деньги, много денег. Мало денег - плохо работаешь. А нет денег - на кой хрен такая работа?

    Для чего человек живёт и работает? Спрашивать бесполезно, соврёт, неосознанно, чушь. На самом деле живёт и работает вот для чего. Сначала, чтобы удовлетворить первичные, базовые потребности: поесть, наготу прикрыть, жильё какое-никакое.
    А дальше - ради престижа. Чтобы заявить как-то о себе, прокричать: "Лю-у-у -ди! Я - есть. Лю-у-у-ди! Я что-то значу!"
    (Не надо только вспоминать про Маслоу с его пирамидой, обошедшей все учебники; он не прав. Герой его пирамиды - какой-то выхолощенный филистер. Для живого человека престиж, самоуважение иной раз и понасущнее удобства, безопасности, куска хлеба даже).

    Человеку - любому - хочется самоутвердиться, заявить о себе, обрести причины себя уважать.

    Набор мотивов для самоуважения не выдумывается каждым для себя лично, он задаётся обществом, а человек выбирает из имеющегося набора. Недаром, в откликах на тот самый пост, с которого я начала, читатели вспоминали полярников, космонавтов, физиков - героев соответствующих времён. И это не инфантильная совковость, это - нормально: подражать какому-то герою. У каждого времени свои герои, свои причины, за что человека можно уважать. За что он сам себя уважает. Что даёт ощущение: жизнь прожита не зря.

    Сегодня у нас критерий один - деньги. Никаких критериев и мотивов кроме денег - нет. Успешный человек - это человек денежный. Денежный человек ipso facto - успешный. Больше денег - больше уважения. Престижно шиикарно тратить, ещё престижнее нелепо сорить деньгами. Чтоб всем было понятно: денег много, чтоб не сомневались. Я живу невдалеке от загородного ресторана на 800 (!!!) мест. До кризиса там гудели и вздымались в небо фейерверками гигантские "корпоративы", сейчас слегка увяли, но в последнее время возобновляются.

    Так вот, "юноша, обдумывающий житьё", имеет перед собой всего одну дорогу успеха - дорогу, ведущую к большим деньгам. Все дороги, которые к БОЛЬШИМ деньгам не ведут принципиально, - это дороги второсортные. И сам ты второсортный. А кому охота быть второсортным? Вот здесь и коренится причина многих наших бед, вроде очень разных, но растущих из одного корня. У нас нет уважения к научному творчеству - и молодёжь не идёт в науку. А если и идёт - всё равно свербит в подкорке: я тут время теряю, а люди на мерседесах раскатывают.

    Зачем заниматься искусством, учиться, париться, когда деньги - в попсе? Если ты хороший певец (писатель, учитель), то почему ты такой бедный? Слабые и пассивные смиряются со своей второсортностью, а кто понапористей - идут в бизнес. Шоу бизнес или иной какой, но главное идут делать деньги, а не дело.

    Из фроммовской оппозиции "иметь или быть" - мы твёрдо выбрали "иметь".
    Усвоив такой взгляд на вещи, мы всё более и более становимся нацией неумех. А чего уметь-то? Главное умение - ковать бабло. Мастерство, умение, знание - не уважается. Если к этоим качествам прикладываются деньги - ну, тогда ладно, живи. Если же нет - чего о нём говорить-то: лузер, он лузер и есть.

    Человек оценивается по тому, какая у него машина, сколь затейливо он отдыхает. Ну и конечно, где живёт. Никто не может сказать: "Меня всё устраивает". Как то есть устраивает? Что значит - устраивает? Ты ещё не на Рублёвке, не на Золотой миле - не может тебя всё устраивать! Иди работай. Куй бабло.

    Это западный подход к делу, даже не вообще западный, а конкретно - американский. Но Запад и Америка, в частности, всё-таки сложнее, чем мы себе представляем. На Западе есть много шкал престижа, в том числе и не исключительно денежные, хотя денежная шкала - главнейшая. Россия же всегда была и есть страна мирового гротеска: у нас все идеи доводятся до абсурда и карикатурной элементарности: и марксизм, и либерализм, и что хотите.

    У нас дорога успеха одна - дорога большого бабла. Она, кстати, привела и к тому, что мы деликатно именуем коррупцией, а на самом деле правильно назвать приватизацией государства.
    Для чиновника нет никаких критериев уважения и самоуважения кроме денег. Желать того, что какие-то допотопные лохи называли "общественным благом" и видеть в продвижении по этому пути критерий самоуважения? Наивная, идеалистическая чушь! И правда ведь - чушь. Это всё равно, что в бомжатнике декламировать Петрарку или рассуждать о свободе воли.
    А ведь была, была когда-то дорога служения Престолу и Отечеству. И на этой дороге был свой успех, с которым люди ассоциировали свою жизнь. Я не говорю, что все такие были - я говорю: была дорога. Сейчас этой дороги нет - есть только дорога большого бабла. Ты тем больше, лучше, умнее, успешнее, чем больше у тебя бабла. Иного не дано. "Это - ТАК!" - как говорят продвинутые современные полемисты. Дальнейшее - понятно. Имеем то, что имеем.

    Недавно показали по ТВ сюжет: майор милиции в пьяном виде на личном мерседесе сбил женщину. Нашли бабушку мента. "Хороший, - говорит, - парень, цепь золотая, машина хорошая". Зачем идти в милицию? Зачем жить вообще? Мерседес и цепь - вот современные цели. А иных майору общество не предложило. Знаете, мне жаль майора...

    Как-то уже признано за установленный факт: кроме денег никаких стимулов для человека нет. То есть иногда надо делать вид, что есть что-то ещё, но на самом деле - нет.
    Знакомый военный, участник многих спеопераций на Кавказе рассказывал. После успешной операции ему предложили на выбор: деньги или орден. Выбрал - сами понимаете, что. Так постепенно формируется психология наёмничества, солдата удачи.

    Артисты, журналисты, спортсмены, военные, учёные, все-все-все - имеют один критерий успеха и один-единственный жизненный стимул - деньги. Не оттого ли столь убого то, что по привычке именуют литературой и искусством? А на олимпиаде при всех миллионных гонорарах и иностранных тренерах - больших побед что-то не видно...

    Но я ведь не напрасно начала с того, что для русских такой подход не органичен. Чужой это подход. Ну нажил деньги - и что? Деньги есть, а счастья нет. И тебя нет. Потому что нет ни умения, ни знаний толковых, таланты, ежели и были, закопаны в землю. Скучно на этом свете, господа! Таков жизненный итог очень многих "успешных", по сегодняшней мерке, людей. Их много, но они скрывают свои чувства как неправомощные и даже какие-то стыдные, лузерские.
    "Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели", - писал Николай Бердяев сто лет назад. (Бердяев Н.А. Судьба России. Глава "О святости и честности").

    Буржуев прогнали, потом завелись новые, "а ты всё та ж, моя страна в красе заплаканной и древней". Архетипы народного сознания меняются медленно, а может - и вовсе не меняются.
    Поклонение мамоне, культ золотого тельца, царящий сегодня, - это заблуждение русского народного духа. Это чужая и чуждая для него дорога. Мне даже кажется, что культ денег как-то выдыхается. Нужны другие цели, иные дороги. Мне кажется, народный дух их вот-вот готов найти.

Источник – статья "Религия денег", помещенная также в блоге ckychnovosti "Сколько человеку бабла надо?"
Просмотров: 204 | Добавил: Дайджест
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]